Профилактика суицидального поведения подростков в школе — важная задача образования и психологии. Под давлением сверстников, социальных сетей и учебной нагрузки подростки становятся уязвимыми к эмоциональным кризисам. Эта статья освещает ключевые аспекты профилактики суицидального поведения в школе, включая методы раннего выявления проблем, создание поддерживающей атмосферы и вовлечение родителей и педагогов. Понимание этих вопросов поможет снизить риски и создать безопасную образовательную среду для всех учащихся.
Индивидуальная работа с подростками
Профилактика суицидального поведения осуществляется специалистами на трех уровнях:
- коррекционные меры, направленные на детей, которые могут задумываться о самоубийстве;
- психологическая поддержка после неудачной попытки суицида;
- профилактические действия, направленные на снижение риска повторных попыток самоубийства.
Клинические психологи подчеркивают, что основой предотвращения индивидуального суицидального поведения является его профилактика. В этом вопросе ответственность лежит не на ребенке, а на взрослых, которые не заметили тревожные сигналы и не предоставили своевременную помощь подростку, оказавшемуся в тяжелом депрессивном состоянии. Специалисты также разработали меры индивидуальной профилактики, которые включают:
Врачи акцентируют внимание на необходимости комплексного подхода к профилактике суицидального поведения среди подростков в образовательных учреждениях. Они подчеркивают, что важны не только медицинские, но и психологические аспекты. Специалисты рекомендуют внедрять программы, повышающие осведомленность о психическом здоровье, обучая как учеников, так и учителей распознавать признаки тревожности и депрессии. Врачи также акцентируют внимание на создании безопасной и поддерживающей атмосферы в школе, где подростки смогут открыто делиться своими переживаниями. Кроме того, важно вовлекать родителей в этот процесс, информируя их о признаках, которые могут указывать на риск суицидального поведения. Эффективное сотрудничество между медицинскими работниками, педагогами и родителями может значительно снизить уровень суицидальных мыслей и действий среди молодежи.

Эксперты в области психологии и педагогики подчеркивают важность комплексного подхода к профилактике суицидального поведения среди подростков в школьной среде. Они отмечают, что создание безопасной и поддерживающей атмосферы в учебных заведениях является ключевым фактором. Важно, чтобы учителя и школьные психологи были обучены распознавать признаки тревожности и депрессии у учащихся. Регулярные тренинги по эмоциональному интеллекту и стрессоустойчивости могут помочь подросткам лучше справляться с трудностями. Кроме того, эксперты рекомендуют внедрение программ, направленных на развитие навыков общения и поддержки друг друга. Взаимодействие с родителями также играет значительную роль: информирование о признаках суицидального поведения и открытые диалоги могут существенно снизить риски. Таким образом, совместные усилия педагогов, психологов и родителей способны создать эффективную систему поддержки, способствующую благополучию подростков.
Выявление факторов риска суицида
Выявление факторов риска и прогнозирование суицидального поведения– одна из важнейших задач образовательных и социально-психологических служб, позволяющая своевременно провести корректирующие мероприятия и избежать негативных последствий.
Работа специалиста здесь направлена на обучение родителей и учителей выделению и своевременному распознаванию признаков депрессии, дающих толчок к развитию суицидальных наклонностей, а также на своевременную диагностику суицидального риска, при помощи:
- Проективных тестов (ТАТ, Роршаха, Розенцвейга, пиктограмм), выявляющих скрытые, неосознаваемые ребенком, тенденции.
- Опросника Г. Айзенка, описывающего ряд психологических состояний, которые несовершеннолетний должен опровергнуть или подтвердить. По результату полученного исследования также устанавливается уровень агрессии, фрустрации, тревожности.
- Цветового теста Люшера, по сочетанию цветов определяющего признаки деструктивного поведения.
- Личностного опросника Г. Шмишека, диагностирующего вероятность совершения демонстративного самоубийства.
- Метода «Незаконченное предложение», помогающего выяснить отношение ребенка к окружающему миру и некоторые его личностные установки путем завершения предложенных специалистом предложений, например: «После получения школьного аттестата я.…», «Наступит день, и я …».
- Опросника суицидального риска Т. Н. Разуваевой.
- Методики А. А. Кучера и В. П. Костюкевич.
Из-за неустойчивой психологической организации подростка в пубертатный период, связанной с появлением целого ряда психологических, биологических и социальных факторов, он склонен к депрессивному состоянию и суицидальному поведению.
Работникам школ и учителям следует внимательно относиться к поведению несовершеннолетних и сразу же принимать меры если они:
- злоупотребляют алкоголем, принимают наркотические вещества;
- отличаются импульсивностью, эмоциональной неустойчивостью, повышенной внушаемостью и несамостоятельностью мышления;
- имеют склонность к отклоняющемуся, асоциальному поведению – убегают из дома, прогуливают школу, совершают мелкие правонарушения, постоянно конфликтуют с родителями и учителями;
- посещают в сети интернет-сайты, пропагандирующие суицид как способ осознанного, добровольного ухода из жизни в качестве протеста или как решение тяжелых, кризисных ситуаций;
- теряют чувство социальной принадлежности, внезапно становятся замкнутым, тяжело сходятся с окружающими, воспринимают себя в качестве обузы для близких людей.
Признаки суицидального поведения несовершеннолетних, требующие принятия экстренных мер:
| Вербальные | Ребенок:
|
| Поведенческие | Несовершеннолетний:
|
| Ситуационные | Ребенок:
|
| Категория профилактики | Мероприятия | Ответственные |
|---|---|---|
| Первичная профилактика (для всех учащихся) | Информационные кампании о психическом здоровье и способах справляться со стрессом. | Школьный психолог, классные руководители, администрация школы. |
| Развитие навыков жизнестойкости, эмоциональной регуляции и решения проблем на уроках и внеклассных мероприятиях. | Учителя-предметники, классные руководители, школьный психолог. | |
| Создание благоприятной и поддерживающей атмосферы в школе, формирование культуры взаимопомощи и толерантности. | Администрация школы, педагогический коллектив, учащиеся. | |
| Обучение педагогов и родителей распознаванию признаков суицидального риска и алгоритмам действий. | Школьный психолог, приглашенные специалисты. | |
| Проведение родительских собраний и семинаров по вопросам психического здоровья подростков. | Школьный психолог, классные руководители. | |
| Вторичная профилактика (для учащихся группы риска) | Индивидуальные консультации и психологическая поддержка для учащихся, проявляющих признаки дистресса или суицидального риска. | Школьный психолог. |
| Групповые занятия по развитию социальных навыков, самооценки и преодолению трудностей. | Школьный психолог. | |
| Сотрудничество с родителями (законными представителями) для обеспечения комплексной поддержки подростка. | Школьный психолог, классные руководители. | |
| Направление к внешним специалистам (психиатр, психотерапевт) при необходимости. | Школьный психолог, администрация школы (с согласия родителей). | |
| Мониторинг эмоционального состояния и поведения учащихся группы риска. | Школьный психолог, классные руководители. | |
| Третичная профилактика (после суицидальной попытки или в случае суицида) | Оказание экстренной психологической помощи пострадавшему подростку и его окружению. | Школьный психолог, медицинский работник школы, внешние специалисты. |
| Разработка индивидуального плана реабилитации и поддержки для подростка. | Школьный психолог, родители, внешние специалисты. | |
| Работа с классом и школьным сообществом для предотвращения стигматизации и обеспечения поддержки. | Школьный психолог, классные руководители, администрация школы. | |
| Анализ произошедшего случая для выявления системных проблем и улучшения профилактических мер. | Администрация школы, школьный психолог, педагогический коллектив. | |
| Обучение персонала школы действиям в кризисных ситуациях. | Администрация школы, школьный психолог. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о профилактике суицидального поведения подростков в школе:
-
Роль учителей и школьного персонала: Исследования показывают, что учителя и школьные психологи могут сыграть ключевую роль в профилактике суицидального поведения. Обучение педагогов распознаванию признаков депрессии и суицидальных мыслей у подростков позволяет своевременно вмешиваться и предоставлять необходимую поддержку.
-
Программы обучения и осведомленности: Внедрение программ по повышению осведомленности о психическом здоровье в школьной среде может значительно снизить уровень суицидальных мыслей среди подростков. Такие программы помогают развивать навыки эмоциональной грамотности, учат подростков обращаться за помощью и поддерживать друг друга.
-
Влияние социальной среды: Исследования показывают, что наличие поддерживающей социальной среды, включая дружеские отношения и участие в школьных мероприятиях, может существенно снизить риск суицидального поведения. Подростки, которые чувствуют себя частью сообщества, менее подвержены депрессии и суицидальным мыслям.
Беседа
Профилактика суицидального поведения представляет собой набор психологических и воспитательных мероприятий, направленных на восстановление доверительных отношений с ребенком и снижение его эмоционального напряжения. Общение с психологом может помочь подростку справиться с кризисной ситуацией.
Такая беседа должна проходить в уединенной обстановке, в помещении, куда не могут попасть посторонние. Приглашение ребенка на встречу должно быть сделано осторожно, без участия третьих лиц, чтобы не вызвать у него лишнего стресса.
Во время разговора специалист обязан:
- внимательно слушать подростка, позволяя ему высказаться и демонстрируя желание помочь;
- использовать только позитивные и конструктивные фразы, произнося их доброжелательным тоном, избегая шокирующих, провокационных или осуждающих высказываний;
- сосредоточенно смотреть на собеседника, не отвлекаясь на посторонние дела и не делая записей;
- не вступать в споры и не пытаться переубедить подростка фразами о невозможности совершения суицидальных действий.
Примеры ведения профилактической беседы:
| Возможные высказывания подростка | Правильные ответы | Запрещенные фразы |
| «Я ненавижу школу и одноклассников» | «Что произошло, что заставляет тебя чувствовать себя некомфортно?» | «Ты не прав, у тебя все хорошо» |
| «Все кажется безнадежным» | «Сложные моменты бывают у всех, давай подумаем вместе, что можно сделать?» | «Есть люди, которым хуже, чем тебе» |
| «Всем будет лучше, если я исчезну» | «Ты не один, тебя любят родители и друзья, и любые неприятности будут для них тяжелым ударом» | «Не будем об этом, давай сменим тему» |
| «Меня никто не понимает» | «Попробуй рассказать мне, что именно ты чувствуешь» | «Перестань говорить ерунду» |
| «Я сделал что-то плохое» | «Давай обсудим это» | «Ты сам во всем виноват» |
| «А вдруг у меня не получится» | «Я верю, что ты приложишь все усилия» | «Значит, ты недостаточно старался» |
Если врач подозревает наличие суицидальных намерений у подростка, ему следует подробно расспросить о его физическом и эмоциональном состоянии, а также о мыслях о самоубийстве, после чего убедить его отказаться от причинения себе вреда.
Обсуждать проблемы с ребенком, склонным к суицидальному поведению, также должны родители, которые внимательно относятся к его переживаниям и эмоциональному состоянию, но не должны утешать его фразами «Не все так плохо» или «Скоро все наладится».
Родителям следует:
- интересоваться его успехами в учебе;
- задавать вопросы о самочувствии и отношениях с друзьями и одноклассниками;
- обсуждать будущее;
- предлагать варианты проведения выходных, праздников и отпусков.
Разговаривая с ребенком, окружающие его люди должны показать, что слышат и понимают его, не повышая голос и не осуждая.
Во время беседы ребенок должен ощутить искренность собеседника, его понимание и неравнодушие к его проблемам, что поможет ему понять, что самоубийство не является единственным выходом из сложной ситуации.
Важно серьезно относиться к любым угрозам со стороны подростка, не сравнивая его с другими, более успешными детьми, так как это может усугубить его низкую самооценку и привести к серьезным последствиям.
Сравнения можно проводить только для того, чтобы подчеркнуть временные трудности ребенка, сопоставляя их с его прошлым и мотивируя его на будущие достижения.
Профилактика суицидального поведения среди подростков в школах становится все более актуальной темой в современном обществе. Многие родители и учителя отмечают, что открытое обсуждение вопросов психического здоровья помогает снизить стигматизацию и создать безопасную атмосферу для учеников. Преподаватели подчеркивают важность внимательного отношения к эмоциональному состоянию детей и необходимость внедрения программ, направленных на развитие эмоционального интеллекта. Психологи рекомендуют проводить тренинги и семинары, где подростки могут делиться своими переживаниями и находить поддержку среди сверстников. Важно, чтобы каждый школьник знал, что он не одинок и всегда может обратиться за помощью. Общественные организации также играют ключевую роль, предоставляя ресурсы и поддержку как для подростков, так и для их семей.
Сеансы психотерапии
Профилактика суицидального поведения у подростков с признаками депрессивного состояния включает в себя сеансы психотерапии. Проводить их можно на всех стадиях заболевания, ориентируясь на когнитивное-поведенческий метод воздействия.
Работа специалиста направлена на поиск проблемы, изучение мыслей, убеждений подростка и проработку мучающих его негативных идей о бесперспективности, бессмысленности будущего.
Этапы профилактической психотерапии:
| Начало работы | На первом этапе специалисту необходимо установить доверительный контакт с несовершеннолетним, внимательно выслушав его и поддержать, постепенно убеждая воспринимать себя как человека, заслуживающего доверия. |
| 2-й этап | Работа, направленная на изучение цепочки событий, приведших к кризису, а затем при помощи приемов «Преодоление исключительной ситуации», «Поддержка успехами» снятие психологического напряжение. |
| 3-й этап | Включает в себя совместную деятельность специалиста и подростка, направленную на преодоление кризисной ситуации. |
| Завершающая стадия | Окончательное формирование плана деятельности по выходу из сложившейся проблемы. |
В процессе работы ставя под сомнения негативные, ошибочные суждения врач обучает ребенка самостоятельно обнаруживать и бороться с деструктивными мыслями, искать альтернативные способы решения проблемы.
Психологическое консультирование проводится также с родителями ребенка, а во врем занятий специалист обучает их правилам взаимодействия с сыном или дочерью, способам правильного реагирования на его состояние, подчеркивает необходимость осуществления ненавязчивого контроля.
Эффективным способом предупреждения самоубийства, в том числе и при наличии ранее совершенной, неудавшейся попытки является практикуемый психологами метод «Подписание договора», во время которого врач вместе с подопечным, устанавливают на бумаге конкретный временной промежуток, в течение которого он обязуется не пытаться лишить себя жизни каким-либо способом.
Хобби и спорт
Для уменьшения вероятности суицидального поведения у подростков родителям и педагогам стоит разнообразить их досуг, предлагая различные занятия. В качестве нового хобби можно рассмотреть такие увлечения, как рисование, вязание или фотография, а также спортивные активности, например, плавание, занятия в тренажерном зале или бокс.
Родителям следует вовлекать своих подросших детей в генеральную уборку дома и совместно посещать культурные мероприятия, такие как кино, выставки или концерты.
Забота о домашних животных также может помочь справиться с депрессивными мыслями. Выбор и приобретение питомца, будь то котенок, щенок или хомяк, а также необходимость постоянного ухода за ним могут помочь ребенку сосредоточиться на позитивных аспектах жизни и отвлечься от негативных мыслей о своей ненужности.
Режим дня
Провоцирующая суицидальное поведение депрессия является психофизиологическим состоянием, а для противостояния ему ребенку необходимо соблюдать режим дня, высыпаться и полноценно питаться.
Родителям следует снизить выраженность умственных и физических нагрузок ребенка, выделив дополнительное время на отдых и ежедневные прогулки на свежем воздухе.
Телефон доверия
«Телефон доверия» считается одним из эффективных методов кризисной профилактики суицидального поведения. С его помощью дети и их родители могут получить бесплатную психологическую консультацию, когда это необходимо.
В ходе беседы с профессионалом подросток может обсудить волнующие его внутренние проблемы, поделиться своими переживаниями, тревогами и намерениями. Это часто приводит к ощущению облегчения и снижению внутреннего напряжения.
Данный метод особенно полезен для замкнутых и асоциальных детей, которые испытывают трудности в общении с родителями и учителями.
Анонимность общения и возможность поговорить с незнакомым специалистом, находящимся на безопасном расстоянии, помогают ребенку чувствовать себя защищенным. Это снижает уровень его переживаний, уязвимости и тревоги, что способствует быстрому установлению доверительных отношений с консультантом и позволяет применять глубокий терапевтический анализ для решения личных проблем.
Родителям рекомендуется обращаться на горячую линию «телефона доверия», если у ребенка наблюдаются признаки депрессивного поведения, сопровождающиеся агрессивными выпадами, необычной замкнутостью, одиночеством и апатией. Эти симптомы могут указывать на риск развития суицидальных наклонностей.
Социализация
Профилактика суицидального поведения обязательно включается в себя помощь в социализации несовершеннолетних, устранении его вынужденной замкнутости и одиночества, налаживании контакта со сверстниками и друзьями.
Работая в этом направлении, специалисты и работники школы должны:
- внимательно изучить интересы и способности несовершеннолетних, со склонностью к суицидальным намерениям и оказать им помощь в развитии их творческого и лидерского потенциала;
- выявить пробелы в знаниях и навыках ребенка, и разработать для него программу психологического консультирования, сопровождающуюся дополнительными занятиями, помогающими влиться в социальный и рабочий процесс;
- организовать и привлечь его к общественно полезной деятельности, работе в секциях, кружках;
- включить детей из неблагополучных семей в состав групп продленного дня, сезонных, культурно-оздоровительных школьных лагерей;
- проводить конкурсы и фестивали, направленные на реализацию творческих способностей и поддержку детей из «группы риска» и с ограниченными физическими возможностями.
Формирование межличностных отношений в школе
Профилактика суицидального поведения среди школьников основывается на создании и восстановлении межличностных связей между детьми, оказавшимися в кризисной ситуации, и их сверстниками, а также педагогами.
В процессе контроля учебного процесса специалисту, при поддержке учителей и администрации, следует:
- содействовать в формировании сплоченного классного коллектива;
- улучшить стиль взаимодействия между педагогами и учениками;
- оптимизировать учебный процесс;
- вовлекать школьников в социально значимые виды деятельности;
- организовать школьное самоуправление;
- развивать у детей стремление к самореализации в различных социально-культурных сферах, таких как искусство, наука и спорт.

С педагогами
Свои взаимоотношения с учениками классные руководители (и другие учителя) должны выстраивать, опираясь на принципы взаимоуважения и убеждения, а при общении использовать только доброжелательный, спокойный тон.
Огромное значение для профилактики суицидального поведения имеет работа классного руководителя, которому необходимо:
- включать в программу внеклассной деятельности познавательные беседы, способствующие формированию правильные жизненных ценностей: «Мы голосует за жизнь», «Давайте делать добрые дела», «Жизнь прекрасна».
- способствовать формированию у каждого из детей собственного, позитивного «Я», принятию уникальности и неповторимости собственной личности;
- вселять в них оптимизм, уверенность в собственных возможностях;
- проявлять понимание и сочувствие, избегать осуждающего тона;
- информировать учеников о возможности получения бесплатной помощи психолога по «телефону доверия»;
- контролировать поведение учеников, анализировать их социальную активность.
В задачи классного руководства также обязательно должен входить контроль за посещаемостью и успеваемостью учеников. Особую внимательность при этом нужно проявлять по отношению к детям из «неблагополучных» семей, а также столкнувшимся с тяжелыми жизненными обстоятельствами (потерей близких людей, разводом родителей).
При возникновении опасных ситуаций педагогу необходимо:
- выявить пробелы в знаниях ученика и оказать ему помочь в организации дополнительных занятий, направленных на освоение пропущенного материала;
- способствовать повышению сплоченности класса, оказывать помощь по улучшению психологического климата среди одноклассников, формировать у них чувство принятия, милосердия и взаимовыручки.
Работа с родителями
Профилактические мероприятия, направленные на снижение риска суицида, должны также охватывать близких родственников несовершеннолетних. В этой связи психологам совместно с педагогами следует организовывать специальные встречи для родителей, убеждая их в важности внимательного отношения к поведению детей и возможным суицидальным угрозам.
Рекомендуется также донести до них следующие идеи:
- Постараться наладить доверительные отношения с сыном или дочерью, регулярно общаться с ними, внимательно выслушивая и позволяя высказаться;
- Серьезно воспринимать все их жалобы и обиды, а также пытаться найти пути их решения;
- При необходимости задать вопрос о возможности совершения самоубийства и, в случае положительного ответа, попросить повременить с такими действиями;
- Убедить ребенка в своей любви и в том, что его жизнь имеет значение для родных и друзей;
- Дать понять, что трудные времена временны, и предложить свою помощь в их преодолении.
Также важно, чтобы родители контролировали интернет-ресурсы, которые посещают их дети, так как некоторые из них могут представлять собой потенциальную угрозу, пропагандируя суицид как способ манипуляции и призывая к демонстративному уходу из жизни.
Для контроля можно использовать специальные программы, которые блокируют доступ к потенциально опасной информации в интернете.
Профилактика суицидального поведения представляет собой комплекс психологических, оздоровительных и воспитательных мероприятий, проводимых клиническими психологами, школьными педагогами и родителями, с целью своевременного выявления факторов риска и реализации корректирующих мер.
Эти меры направлены на снижение психоэмоционального напряжения у ребенка и восстановление его социальных навыков, что позволяет постепенно нормализовать его состояние, наладить доверительные отношения с близкими и снизить вероятность попытки суицида.
Видео о профилактике суицидального поведения
Профилактика суицидального поведения у детей и подростков:
https://youtube.com/watch?v=O1M50rv8aKU
Обучение навыкам эмоциональной грамотности
Эмоциональная грамотность — это способность осознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также распознавать и учитывать эмоции других людей. является важным аспектом профилактики суицидального поведения подростков в школе, так как оно помогает молодым людям лучше справляться с эмоциональными трудностями и стрессами, которые могут возникать в их жизни.
Первым шагом в обучении эмоциональной грамотности является развитие навыков самосознания. Подростки должны научиться идентифицировать и называть свои эмоции. Это может быть достигнуто через различные упражнения, такие как ведение дневника эмоций, где учащиеся записывают свои чувства и ситуации, которые их вызывают. Также полезно проводить групповые обсуждения, где подростки могут делиться своими переживаниями и учиться на примерах других.
Следующим важным аспектом является развитие навыков эмпатии. Эмпатия позволяет подросткам понимать и чувствовать эмоции других людей, что способствует созданию более поддерживающей и безопасной школьной среды. Для этого можно использовать ролевые игры и ситуации, в которых учащиеся должны представить себя на месте другого человека, испытывающего определенные эмоции. Это помогает развивать понимание и уважение к чувствам окружающих.
Кроме того, обучение навыкам управления эмоциями играет ключевую роль в профилактике суицидального поведения. Подростки должны знать, как справляться с негативными эмоциями, такими как гнев, тревога или печаль. Важно обучать их методам релаксации, таким как глубокое дыхание, медитация или физическая активность, которые помогают снизить уровень стресса и улучшить общее эмоциональное состояние.
Также стоит обратить внимание на развитие навыков решения проблем. Подростки должны учиться анализировать ситуации, которые вызывают у них стресс или негативные эмоции, и находить конструктивные способы их разрешения. Это может включать в себя обучение критическому мышлению, а также навыкам планирования и принятия решений.
Важным элементом обучения эмоциональной грамотности является создание безопасной и поддерживающей атмосферы в классе. Учителя должны поощрять открытое обсуждение эмоций и проблем, с которыми сталкиваются подростки, и быть готовы оказать поддержку в трудные моменты. Это может включать в себя регулярные встречи с классом, где обсуждаются не только учебные вопросы, но и эмоциональные переживания учащихся.
В заключение, обучение навыкам эмоциональной грамотности является важным инструментом в профилактике суицидального поведения среди подростков. Оно помогает им развивать самосознание, эмпатию, управление эмоциями и навыки решения проблем, что в свою очередь способствует созданию более здоровой и поддерживающей школьной среды.
Вопрос-ответ
Какова цель профилактики суицидального поведения?
Первичная профилактика суицидального поведения включает: совершенствование уровня социальной жизни людей, воспитание позитивно ориентированной личности, ликвидацию социальных условий, провоцирующих возникновение самоубийственных намерений и порождающих выработку суицидальных намерений.
Когда проводится первичная профилактика суицидального поведения обучающихся?
Первичная (общая) профилактика суицидального поведения проводится на протяжении всего учебного года, предназначена для обучающихся всех возрастных категорий и направлена на воспитание позитивно ориентированной личности, формирование культуры здорового образа жизни, ценностных ориентаций, укрепление психического здоровья.
Что включает в себя первичная профилактика?
Первичная профилактика включает вакцинацию, рациональный режим труда и отдыха, регулярное сбалансированное питание, физическую активность. Она направлена на воспитание здорового ребенка. Принятый в Российской Федерации национальный календарь прививок обеспечивает защиту от управляемых инфекций.
Каковы 7 признаков суицидального поведения?
Семь признаков суицидального поведения включают: 1) выражение чувства безнадежности или бесполезности; 2) резкое изменение настроения; 3) withdrawal от друзей и семьи; 4) увеличение употребления алкоголя или наркотиков; 5) разговоры о смерти или самоубийстве; 6) подготовка к прощанию (например, раздача вещей); 7) проявление агрессии или беспокойства. Эти признаки требуют внимательного отношения и, при необходимости, обращения за помощью.
Советы
СОВЕТ №1
Создайте безопасную и поддерживающую атмосферу в классе. Убедитесь, что каждый подросток чувствует себя принятым и услышанным. Регулярные обсуждения на темы эмоций и психического здоровья помогут снизить уровень стресса и тревожности среди учащихся.
СОВЕТ №2
Обучите педагогов и школьный персонал распознавать признаки суицидального поведения. Проведите тренинги по выявлению тревожных сигналов, таких как изменения в поведении, настроении или успеваемости, чтобы они могли вовремя оказать помощь нуждающимся.
СОВЕТ №3
Организуйте программы по повышению осведомленности о психическом здоровье. Включите в учебный план занятия, посвященные стрессу, депрессии и способам справляться с трудностями. Это поможет подросткам лучше понимать свои эмоции и искать помощь при необходимости.
СОВЕТ №4
Создайте систему поддержки среди сверстников. Поощряйте подростков делиться своими переживаниями и поддерживать друг друга. Группы поддержки или клубы по интересам могут стать отличной платформой для обсуждения проблем и нахождения решений вместе.





