Речь в психологии — сложный феномен, играющий ключевую роль в взаимодействии и формировании социального поведения. В статье рассмотрим определение речи, её функции, виды и свойства, что поможет понять, как речевые процессы влияют на восприятие мира и взаимодействие с окружающими. Эти аспекты важны не только для психологов, но и для всех, кто хочет улучшить коммуникативные навыки и осознать влияние речи на личностное развитие и социальные отношения.
История изучения
Французский ученый Поль Брока, который занимался исследованием функций и структуры человеческого организма, в XIX веке установил связь между патологиями определенных участков мозга и нарушениями речи. В результате его работы был выявлен участок, отвечающий за способность к связному говорению. Область Брока работает в тандеме с участком Вернике, который отвечает за восприятие как письменной, так и устной речи.
Современные исследования показывают, что височная доля также играет важную роль в процессе осмысления. Немецкий психоневропатолог Карл Вернике, современник Брока, изучал взаимосвязь различных заболеваний с повреждениями коры головного мозга. Он первым подробно описал афазию — патологию, затрагивающую речь, и её причины. Позже немецкий профессор Людвиг Лихтгейм продолжил изучение и классификацию этого расстройства.
Хотя исследования мозга выявили анатомические причины речевых нарушений, этого было недостаточно для полного понимания искажений речи как высшей психической функции. Английский невролог Джон Хьюлингс Джексон описывал устное общение как сложный процесс, состоящий из динамических иерархий, зависящих как от сознательной деятельности, так и от рефлексов, привычных реакций и подсознательных процессов.
Нейропсихолог Генри Хэд, следуя взглядам Джексона, утверждал, что локализация и физиологические объяснения речевых расстройств могут лишь объяснять симптомы, но не способны определить функционирование речи.
Исследования речи предшествовали развитию психологии и проводились лингвистами, которые также интересовались взаимосвязью говорения и разума, а также связанными с этим патологиями.
Украинский философ и языковед Александр Афанасьевич Потебня в 1862 году опубликовал книгу «Мысль и язык». Среди других ученых, проявлявших интерес к афазии, можно отметить Льва Владимировича Щербу, Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ, Василия Алексеевича Богородицкого, Фердинанда де Соссюра и Романа Осиповича Якобсона, который определил язык как динамическую систему.
Одним из самых общих определений речи является коммуникация с помощью языка. В первой половине XX века в психологии также произошли значительные изменения, когда внимание стало уделяться вербальному общению. Эти исследования стали основой для изучения речи как одного из направлений общей психологии.
Дальнейшие исследования вербальной коммуникации привели к созданию специализированных дисциплин. Например, советский психолог-невролог Александр Романович Лурия, объединив достижения психологии и неврологии, основал нейропсихологию — науку о взаимосвязи психических процессов и мозговой активности.
Связав нейропсихологию с лингвистическими структурами и характеристиками речи, Лурия заложил основы нейролингвистики, которая изучает активность мозга во время вербального общения. Развитию психолингвистики, науки о закономерностях формирования и понимания речи, способствовали американский лингвист-семиотик Томас Себеок и психолог Чарльз Эджертон Осгуд.
Речь в психологии рассматривается как сложный психофизиологический процесс, выполняющий множество функций. Врачи подчеркивают, что речь служит не только средством общения, но и инструментом для формирования мышления, самовыражения и социальной адаптации. Она делится на несколько видов: устную, письменную, жестовую и мимическую, каждая из которых имеет свои особенности и области применения.
С точки зрения медицинских специалистов, такие характеристики речи, как выразительность, четкость и логичность, играют ключевую роль в успешной коммуникации. Важно помнить, что нарушения речи могут сигнализировать о различных психических и неврологических расстройствах, что требует комплексного подхода к диагностике и лечению. Таким образом, речь является неотъемлемой частью человеческой жизни и психического здоровья, и её изучение остается актуальным в медицинской практике.

Речь в психологии рассматривается как сложный когнитивный процесс, который выполняет множество функций. Эксперты подчеркивают, что речь не только служит средством коммуникации, но и играет ключевую роль в формировании мышления и самосознания. Она позволяет человеку выражать свои мысли, эмоции и потребности, а также взаимодействовать с окружающим миром.
Существует несколько видов речи: устная, письменная, внутренняя и внешняя. Каждая из них имеет свои особенности и функции. Устная речь, например, обеспечивает мгновенный обмен информацией, тогда как письменная позволяет фиксировать и сохранять знания. Внутренняя речь, по мнению специалистов, способствует самоанализу и решению проблем.
Свойства речи включают ее структурированность, динамичность и контекстуальность. Эксперты отмечают, что понимание этих аспектов помогает лучше осознать, как речь влияет на психику и поведение человека, а также на его социальные взаимодействия.
Определение
Сергей Леонидович Рубинштейн основоположник психологии СССР, написавший фундаментальные для направления труды в 40-е гг. XX в. Изначально он называл речь языком, действующим в контексте сознания индивидуума, при этом сравнивая её соотношение с языком с расхождениями индивидуального и общественного сознания соответственно.
Позднее определением вербальной коммуникации по Рубинштейну стал сознательный способ сообщения и воздействия, в основе которого лежит её семантическое значение. Это средство выражения разума, его взаимодействия с «другим» и обобщённого отражения реальности.
Согласно определению психолога , речевой характеристики заслуживало только то, что имело содержание и материальный смысл в качестве визуального образа, жеста, звука и подобных его носителей. Учёный придерживался мнения о превосходстве мышления над речью.
Работе С. Л. Рубинштейна предшествовали имеющие большое значение для исследований речи труды советского психолога Льва Семеновича Выготского. Он определил ответственные за коммуникацию участки мозга как части динамической структуры, обеспечивающей процессы его деятельности. Подход Выготского, представившего речь в виде целостного понятия психологии, основывался на понимании её как одной из высших психических функций. Учёный делил их на культурные и натуральные.
Если первые включают и действуют с использованием искусственных средств, стимулов и знаков, то вторые не требуют их. Согласно результатам исследований Выготского , речь – это одна из базовых психических функций культурной формы поведения. Она и мышление являются разными процессами с тесной взаимосвязью. Речь не может быть зеркальным выражением мышления, однако заключённая в говорении мысль трансформируется, получая социальную форму.
Выдающийся имперский и советский учёный-физиолог Иван Петрович Павлов, заложивший основы изучения высшей нервной деятельности, определял речь не только как средство общения. Профессор характеризовал её высшим поведенческим регулятором, а также способом подробной оценки и синтеза реальности.
Основываясь на трудах Павлова, А. Р. Лурия отводил речи одну из главных ролей в формировании психической деятельности. Психолог определял вербальную коммуникацию средством преобразования и передачи мысли с помощью языка, кодирующего отношения, признаки, предметы или действия для обмена информацией и её интеграции.
Советский же психолог Даниил Борисович Эльконин, поспособствовавший появлению теории деятельности, называл речь инструментом, использованию которого человек учится так же, как, к примеру, применению посуды или средств для письма. Позиция учёного заключается в том, что основы владения этим способом коммуникации формируются в процессе воспитания и зависят от его условий.
Речь в психологии – это универсальная тема не только для различных течений данного движения. Это междисциплинарный объект, имеющий множество определений от представителей различных направлений науки. В её контексте не существует одной общепринятой характеристики, так как их создают на основе предметов изучения.
Некоторые из дисциплин и их направлений, занимающихся исследованием и описанием речи:
| Естественные науки | Гуманитарные науки |
Медицина
|
Философия сознания и языка |
| Физиология | Лингвистика
|
| Анатомия | Филология |
Биология
|
|
Физика
|
| Аспект | Описание | Примеры/Пояснения |
|---|---|---|
| Определение | Высшая психическая функция, представляющая собой систему знаков (слов, символов), используемых для общения, мышления и регуляции поведения. | Язык как средство выражения мыслей; внутренний диалог; команды, отдаваемые самому себе. |
| Функции | 1. Коммуникативная: Обмен информацией, установление контактов. 2. Мыслительная: Формирование и выражение мыслей, понятий. 3. Регулятивная: Планирование, контроль и коррекция деятельности. 4. Аккумулятивная: Накопление и передача опыта. 5. Эмоционально-экспрессивная: Выражение чувств и эмоций. |
1. Разговор с другом, лекция. 2. Решение математической задачи, написание статьи. 3. Составление плана дня, самоконтроль. 4. Чтение книг, обучение. 5. Восклицания, интонации. |
| Виды | 1. Внешняя: а) Устная (диалогическая, монологическая) б) Письменная 2. Внутренняя: Скрытая, беззвучная речь, направленная на самого себя. |
1. а) Разговор, выступление; б) Письмо, статья. 2. Размышления, планирование в уме, проговаривание чего-либо про себя. |
| Свойства | 1. Содержательность: Наличие смысла и информации. 2. Понятность: Доступность для восприятия и интерпретации. 3. Выразительность: Способность передавать эмоции и оттенки смысла. 4. Воздейственность: Способность влиять на мысли, чувства и поведение других. 5. Точность: Соответствие слов и выражений передаваемой информации. |
1. Четко сформулированная мысль. 2. Использование знакомых слов и грамматических конструкций. 3. Интонация, жесты, метафоры. 4. Убеждение, призыв к действию. 5. Использование терминов, избегание двусмысленности. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о речи в психологии:
-
Связь речи и мышления: В психологии существует теория, согласно которой речь не только является средством общения, но и формирует наше мышление. Известный психолог Лев Выготский утверждал, что внутренний диалог (или “мышление вслух”) играет ключевую роль в когнитивном развитии, помогая людям организовывать свои мысли и решать проблемы.
-
Функции речи: Речь выполняет несколько важных функций, включая коммуникативную (обмен информацией), экспрессивную (выражение эмоций), регулятивную (управление поведением других) и когнитивную (формирование и структурирование знаний). Эти функции подчеркивают многогранность речи как психологического явления.
-
Виды речи: В психологии выделяют различные виды речи, такие как устная и письменная, а также диалогическая и монологическая. Каждый из этих видов имеет свои особенности и используется в зависимости от контекста общения. Например, диалогическая речь способствует более глубокому взаимодействию и пониманию между собеседниками, тогда как монологическая речь часто используется для передачи информации или убеждения.
Классификация
Одним из основных произведений, посвященных анализу вербальной коммуникации, является книга Л. С. Выготского «Мышление и речь», изданная в 1934 году, в начале развития советской психологии. В этом исследовании речь делится на внутреннюю и внешнюю. Обе формы используют визуальные, звуковые или тактильные образы в качестве ориентиров. Внутренняя речь формируется на основе внешней и не предназначена для общения, в то время как внешняя речь выполняет свои функции различными способами.
Речь в психологии представляет собой многогранный процесс, который включает как вербальные, так и невербальные аспекты общения. Понятие речи охватывает не только произнесение слов, но и их смысл, а также контекст, в котором они употребляются. Основные функции речи заключаются в коммуникации, выражении мыслей и эмоций, а также в социальном взаимодействии. Речь подразделяется на несколько типов: устную, письменную, диалоговую и монологовую, каждая из которых выполняет свои специфические задачи. Характеристики речи, такие как структурированность, выразительность и адаптивность, позволяют людям эффективно передавать информацию и устанавливать межличностные связи. Исследования показывают, что речь также играет ключевую роль в когнитивном развитии и формировании личностных качеств, что подчеркивает её важность в области психологии.
Внутренняя речь
Внутренняя речь человека используется при мышлении, возникновении планов и намерений.
Её главное отличие отсутствие озвучивания, она делится на 2 типа:
- с проговариванием в уме;
- без него.
Во внутренней речи, как правило, редко присутствуют явные второстепенные члены предложения, разум просто пропускает их. За это её также называют «свёрнутой». Мысленно проговариваемый вариант внутренней речи строится по схожей с её внешним типом структурой.
Внешняя речь
Внешняя речь делится на письменную и устную, при этом устная речь подразделяется на монологическую и диалогическую. Монолог представляет собой выступление одного человека и является одним из самых древних форм общения. Он отличается непрерывностью, логичностью, грамотностью и последовательностью. Важным аспектом монолога является выразительность, а также использование жестов и мимики.
Существует несколько типов монолога:
- выступление перед камерой или микрофоном;
- речь, направленная на вызов определённых эмоций или реакций;
- устное повествование о том, что было познано, услышано или увидено;
- доклад, содержащий конкретное сообщение или обобщение представленного материала.
Монологи могут различаться по степени сложности и подготовке, необходимой для их выполнения.
Диалогическая форма общения менее строга в отношении чёткости и завершённости высказываний. Речевые ошибки не так заметны в процессе активного взаимодействия. В диалоге участвуют два или более человека, которые поддерживают общение в ходе разговора.
К вспомогательным средствам такого общения относятся:
- интонация;
- выражение лица;
- жесты;
- тембр голоса.
Собеседники в диалоге могут совместно наблюдать за чем-то. Одним из признаков диалога является обсуждение текущих событий, ситуации или чего-либо, что имеет значение в общей реальности. Беседа представляет собой диалог на определённую тему. Основные цели беседы включают обмен информацией, определение компетенций, влияние на собеседника, убеждение или внушение.
Отдельной категорией внешней речи является письменная коммуникация, которая начала использоваться позже устной. Одной из главных функций письма является долговременное хранение информации. Этот вид общения не имеет вспомогательных средств выражения, кроме синтаксиса и пунктуации. Письменная речь служит одним из способов знакомства с мировыми культурами и часто предназначена для широкой аудитории.
Характеристики
Один из выдающихся экспертов СССР в области психологии речи профессор Владимир Алексеевич Артёмов, около 40 лет руководивший соответствующим подразделением МГЛУ, указал свойства объекта изучения среди главных вопросов направления в период с 1917 по 1957 г.
Основные речевые характеристики включают:
- воздейственность;
- понятность;
- содержательность;
- выразительность.
Воздейственность
Эффективность речи определяется её внутренней структурой, ясностью и доступностью. Это качество активно используется в таких сферах, как воспитание, командование, пропаганда, образовательный процесс и агитация.
Когда содержание речи соответствует потребностям и интересам аудитории, она способна укрепить их убеждения, вдохновить на действия и обеспечить мотивацию. Воздействие речи направлено на изменение убеждений, взглядов, мыслей, эмоций и поведения. Успех в этом во многом зависит от искренности и приверженности оратора к своим идеям.
В психологии речь рассматривается как инструмент воздействия, который включает фонетические, лексические и грамматические элементы.
Она используется для следующих целей:
- Инструктаж — характеризуется краткими, ясными и обоснованными рекомендациями, которые не подлежат иным трактовкам. Речи этого типа имеют строгую структуру, последовательность и описывают способы выполнения практических задач в определённой области. Инструкции могут содержать советы по безопасности и расписания.
- Советы служат ориентиром для людей, находящихся в состоянии неопределённости или колебания, когда у них нет чёткого плана действий. Для усиления их рациональности и правильности используется интонация.
- Команда включает только само действие, к которому она призывает. Этот лаконичный стиль речи особенно актуален в обучении и тренировках, создавая эмоциональный подъём, уверенность и мотивацию благодаря интонации. Команды выделяются чёткостью, ясностью и спокойным тоном. Их эффективность зависит от того, насколько слушатели знакомы с содержанием и нюансами выполнения.
- Приказ схож с командой, но направлен на прямое воздействие на волю слушателя, требуя конкретных действий. Он отличается краткостью и ясностью, не содержит пояснений. Произнесение и выполнение приказов подразумевает наличие иерархических отношений. Энергичная интонация придаёт приказу дополнительную силу, часто используется неопределённое наклонение. Приказ является выражением воли, и его тон не допускает возражений.
- Просьба, цель которой — удовлетворение конкретных нужд обращающегося, может принимать различные формы и интонации. Обычно она сопровождается такими словами, как «пожалуйста» или «будьте добры». Разнообразие интонаций в просьбе может отражать как нужду обращающегося, так и его отношение к собеседнику.
- Поучение часто включает описание, пояснения, характеристики преимуществ и недостатков, а также последствия обсуждаемого действия или явления. Речи такого типа основываются на реальных примерах и выражают положительные или отрицательные оценки говорящего. Поучения влияют на отношение слушателя и могут призывать к определённому поведению в конкретных ситуациях. Они имеют спокойный, авторитетный и уверенный тон.
Понятность
Эта особенность зависит от компетентности слушателя в обсуждаемом вопросе, знания им специфики темы, соответствующих определений и манеры речи. Последняя формируется в отдельных областях деятельности для удобства их обсуждения. Некоторые термины могут пересекаться с их значениями в других дисциплинах, что делает речь ещё менее понятной для незнакомого с темой собеседника. Значение определений обусловлено контекстом разговора.
Речь становится проще, если включает малое количество специфических определений и состоит из предложений небольшой длины. Их синтаксическое построение должно акцентировать внимание на теме обсуждения. Для подчёркивания смысла также используют паузы в нужных местах и логические ударения в словах.
Содержательность
Каждое выступление несет в себе определенное содержание, так как его цель – передать слушателю конкретную идею или удостовериться в чем-то. Уровень насыщенности речи определяется ее реалистичностью, значимостью, глубиной, а также количеством вложенных в нее намерений, мыслей, побуждений или эмоций. Неприметные или поверхностные чувства и идеи делают речь такой же бедной, как и их малое количество.
Степень насыщенности также зависит от уровня знаний говорящего по обсуждаемой теме, его понимания терминологии, объема словарного запаса и способности применять его, включая передачу специализированной информации. Речь можно считать содержательной, если в ней подробно и основательно рассматривается какая-либо тема.
Выразительность
Эта свойство зависит от вкладываемых в коммуникацию чувств.
Красочность и энергичность речи обеспечивают:
- акцентирование внимания;
- чёткость произношения;
- правильно подобранная интонация;
- грамматические приёмы.
Речь в психологии – это средство общения, благодаря эмоциональному оттенку которого одна и та же информация может передавать разные чувства и отношения. Отсутствие или малое количество чувств наоборот делает её блеклой и вялой. Выразительность речи также меняется в зависимости от применения метафор, сравнений, уменьшительных и ласкательных форм, эпитетов и подбора местоимений.
Функции и роль
Выдающийся немецко-американский лингвист и психолог Карл Бюлер выделил несколько ключевых функций речи:
- импрессивная — направлена на влияние на собеседника через слова;
- экспрессивная — служит для передачи эмоций и личных впечатлений;
- познавательная — отражает истинность и достоверность информации.
Количество и назначение функций речи в современной психологии варьируются в зависимости от конкретного направления и его целей.
Распространённый набор функций включает:
- речь как средство для мышления;
- речь как инструмент для общения.
Обе классификации способствуют различным аспектам взаимодействия.
Речь как инструмент мыслительной деятельности включает следующие подфункции:
- обобщение — использование слов для классификации, акцентируя внимание на определённых признаках;
- сигнализация — связь между словами и их значениями, что отличает человеческое общение от коммуникации животных.
Речь как механизм общения в психологии охватывает различные аспекты коммуникации.
Это включает следующие подфункции:
- сигнальную — обеспечивает понимание информации;
- выразительную — включает невербальные элементы, такие как мимика, жесты, интонация и другие средства передачи информации;
- коммуникативную — представляет собой обмен информацией;
- сигнификативную — отвечает за обозначение понятий;
- познавательную — знакомит с темой речи перед её дальнейшей сигнификацией;
- экспрессивную — наделяет речь эмоциональной окраской и выражает отношение;
- воздействующую — речевое влияние, которое, наряду с экспрессией, является одной из основных подфункций речи как механизма общения.

Методики исследования
Речь в психологии – это форма проявления мысли, а также процесс, затрагивающий и интегрирующий любую психическую деятельность. Наиболее распространенным методом её исследований являются ассоциативные тесты. Они определяют связи между смыслом и значением слов, подвергая оценке время и содержание реакции. Первое служит показателем быстроты первичной нервной деятельности, а второе критерием интенсивности процессов ассоциации и эмоционального состояния испытуемого.
Эти эксперименты позволяют оценить особенности ассоциаций и динамику мыслительно-речевой функции, они включают следующие методы:
- Парное исследование позволяет выявить из двух субъектов превалирующего по скорости и главенству ассоциаций. Для этого обоим испытуемым одновременно задают стимул, на который они отвечают вне очереди любыми пришедшими в голову словами.
- Свободное исследование, которое впервые было проведено швейцарским психиатром Карлом Густавом Юнгом, схоже с парной методикой. В процессе него испытуемый должен с как можно большей скоростью отвечать на стимул любым пришедшим в голову словом. Это позволяет оценить его динамику чувств, мотивацию и установки.
- Исследование навыка письменной коммуникации. Грамотность, ясность изложения, понятность почерка и прочие критерии эксперимента выявляют нюансы психического и умственного развития.
- Цепное исследование измеряет количество появляющихся ассоциаций в определённый период времени без учёта их латентного образования. Для этого испытуемый говорит любые слова, не принимая во внимание их окружение. Критериями оценки служат отдельные и среднестатистические размеры семантических гнёзд, их количество и протяжённость ассоциативного ряда. Нормой являются 3-4 гнезда в минуту с 5-6 словами в каждом.
- Методика незаконченных предложений авторства Сиднея Леви и Джозефа Сакса определяет отношение человека к себе, окружающему миру, особенности его поведения, а также характер его рабочих, партнёрских и семейных связей.
- Направленное исследование подразумевает ответ на стимул ассоциацией в соответствии с заданными условиями. Для этого процессу дают конкретное смысловое направление, подбираемое слово обычно представляет собой синоним или относящееся к содержанию инструкции определение. Этот эксперимент показывает уровень развития речи, нормой является отсутствие исключений в удовлетворяющих условиям реакциях.
- Исследование семантического дифференциала позволяет оценить эмоциональное состояние человека по его голосу. Его автором является психоакустик США Л. Соломон. В ходе эксперимента индивид прослушивает одни и те же высказывания с нейтральным смыслом, произнесённые с разными эмоциями. Испытуемый должен указать наличие в них определённых качеств по шкале от -3 до +3. Среди них общее восприятие голоса, возбуждение, тревожность и гнев.
Речь является объектом широкого спектра назначений, помимо передачи информации позволяющим осуществлять диагностику, лечение, воздействие, обучение и прочие требующие взаимодействия процессы. Первооткрывателем взаимосвязи афазий с участками и полушариями мозга ещё до исследований в психологии является опередивший Поля Брока Марк Дакс, однако работы этого французского учёного не привлекли внимания общественности.
Несмотря на мнение о том, что речь является отличием человека от животных, некоторых из них тоже можно обучить вербальным способам коммуникации. Отдельные виды даже способны осмысленно общаться, а не имитировать человека. Основными средствами такой коммуникации являются жестикуляция и знаки, так как произнесению слов часто мешают особенности физиологии животных.
Автор: Cash Diver
Видео про речь в психологии
Психология. Речь в психологии:

Практическое применение в психотерапии
Речь играет ключевую роль в психотерапии, выступая не только как средство коммуникации, но и как инструмент для диагностики и терапии. Психотерапевты используют речь для того, чтобы понять внутренний мир клиента, его переживания, мысли и эмоции. В этом контексте речь становится важным элементом, позволяющим выявить проблемы и конфликты, которые могут быть неосознанными.
Одной из основных функций речи в психотерапии является создание безопасного пространства для клиента. Когда человек начинает открыто говорить о своих чувствах и переживаниях, он может лучше осознать свои эмоции и начать процесс самопознания. Это позволяет не только выявить источники стресса и тревоги, но и начать работать над их преодолением.
В процессе терапии речь также служит средством для формирования терапевтического альянса между клиентом и терапевтом. Эффективное общение, активное слушание и эмпатия со стороны терапевта помогают клиенту чувствовать себя понятым и принятым, что способствует более глубокому и открытому обмену информацией. Это, в свою очередь, усиливает доверие и способствует более эффективному процессу терапии.
Кроме того, речь может быть использована как инструмент для изменения когнитивных схем. Психотерапевты часто помогают клиентам переосмыслить их негативные мысли и убеждения, используя техники, такие как когнитивно-поведенческая терапия. В этом процессе клиент учится формулировать свои мысли иначе, что может привести к изменению эмоционального состояния и поведения.
Речь также может быть использована для работы с травматическими переживаниями. В таких случаях терапевт может предложить клиенту рассказать о травматическом событии, что помогает ему интегрировать этот опыт в свою жизнь и снизить его эмоциональную нагрузку. Процесс вербализации травмы может быть сложным, но он часто является необходимым шагом к исцелению.
В заключение, речь в психотерапии является многофункциональным инструментом, который помогает не только в диагностике и понимании проблем клиента, но и в процессе их разрешения. Эффективное использование речи в терапевтическом процессе может значительно повысить его результативность и способствовать глубоким изменениям в жизни клиента.
Вопрос-ответ
Что такое речь?
Речь считается видом словесной (вербальной) коммуникации. Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования и использования человеческого языка.
Каковы 4 функции речи?
В частности, язык выполняет четыре функции: выразительную, информационную, директивную и функцию выживания. Первая функция языка определяется как выразительная, позволяющая людям выражать свои чувства.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите основные функции речи в психологии, такие как коммуникация, самовыражение и когнитивное развитие. Понимание этих функций поможет вам лучше осознать, как речь влияет на наше поведение и взаимодействие с окружающими.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на различные виды речи: устную, письменную и невербальную. Каждая из них играет свою уникальную роль в общении и может быть использована в зависимости от контекста и целей взаимодействия.
СОВЕТ №3
Исследуйте свойства речи, такие как её структурированность, динамичность и контекстуальность. Это поможет вам лучше понять, как адаптировать свою речь в зависимости от ситуации и аудитории, с которой вы общаетесь.
СОВЕТ №4
Практикуйте активное слушание и обратную связь в общении. Это не только улучшит ваши навыки речи, но и поможет создать более глубокие и продуктивные отношения с собеседниками.






