Все больше родителей сталкиваются с трудностями в развитии детей: проблемы с обучением, поведением или эмоциональным состоянием. В таких случаях на помощь приходит детский нейропсихолог — специалист, который помогает понять и решить эти проблемы с помощью научных методов. В статье рассмотрим, кто такой детский нейропсихолог, какие расстройства он лечит и какие занятия могут поддержать развитие детей и улучшить качество жизни.
Определение и сущность
Детская нейропсихология представляет собой одно из актуальных направлений науки, которое исследует сложные психические процессы, происходящие в головном мозге. Основное внимание уделяется особенностям формирования центральной нервной системы (ЦНС) у детей и их влиянию на личностные качества, интеллектуальные способности и жизненные навыки.
Ключевые аспекты нейропсихологии как самостоятельной дисциплины:
- влияние черепно-мозговых травм и физиологических отклонений в умственном развитии на функциональную активность ЦНС;
- значение коры головного мозга в организации и реализации психических процессов различной сложности;
- нейропсихологические различия между детьми разных возрастов и их влияние на поведение, память, обучаемость и усвоение информации;
- возможности нейропсихологических методик в содействии полноценному физическому и интеллектуальному развитию ребенка;
- особенности формирования тканей головного мозга у детей в зависимости от возраста.
Нейропсихология — это наука, методики которой способствуют созданию современного подхода к психологической помощи.
Дети, сталкивающиеся с трудностями в умственном или физическом развитии, могут пройти курс нейропсихологической коррекции, направленный на восстановление нарушенных функций головного мозга, а также реабилитацию после серьезных травм, длительного лечения или операций под общим наркозом.
Детский нейропсихолог — это специалист, который сочетает в себе знания психолога и нейрокорректора, обладая как теоретическими, так и практическими навыками в данной области.
Успехи ребенка в учебе и его достижения в будущем во многом зависят от состояния определенных центров головного мозга. Правильно функционирующая ЦНС является основой для освоения новых умений, навыков и обработки информации из окружающего мира.
Задача нейропсихолога заключается в выявлении сильных и слабых сторон характера ребенка, а также в определении причин, мешающих ему достигать жизненных целей.
В ходе нейрокоррекционных занятий детский нейропсихолог может предоставить следующие виды немедикаментозной помощи:
- помочь справиться с последствиями черепно-мозговой травмы, приводящей к патологиям ЦНС и задержке психического развития;
- улучшить память и логическое мышление у детей соответствующего возраста;
- провести эффективную коррекцию нарушений мелкой и крупной моторики верхних конечностей;
- способствовать более активному речевому развитию, если у ребенка имеются серьезные трудности (в этом случае нейропсихолог работает в тесном сотрудничестве с логопедом).
Детский нейропсихолог активно занимается коррекцией центров головного мозга, требующих более интенсивного развития. Это позволяет ребенку стать более внимательным, улучшить успеваемость в школе и нормализовать функции памяти.
Кроме того, нейропсихолог разрабатывает методы решения проблем, негативно влияющих на жизнь ребенка. В процессе нейропсихологической коррекции устраняются основные причины, вызывающие нарушения умственного и физического развития.
Детский нейропсихолог — это специалист, который занимается диагностикой и коррекцией нарушений в развитии детей, связанных с работой мозга. Врачи отмечают, что такие специалисты помогают детям с различными проблемами, включая задержку речевого развития, трудности в обучении, а также нарушения внимания и поведения. Занятия с нейропсихологом направлены на развитие когнитивных навыков, улучшение памяти, внимания и эмоциональной сферы. В процессе работы применяются игровые методики, что делает занятия увлекательными и эффективными для детей. Врачи подчеркивают, что раннее обращение к нейропсихологу может значительно улучшить качество жизни ребенка и помочь ему адаптироваться в обществе.

Детский нейропсихолог — это специалист, который занимается диагностикой и коррекцией нарушений в развитии детей, связанных с функционированием мозга. Эксперты отмечают, что такие специалисты помогают детям с различными проблемами, включая задержку речевого развития, трудности в обучении, нарушения внимания и поведения. В процессе работы нейропсихолог использует специальные методики, направленные на развитие когнитивных функций, таких как память, внимание и восприятие. Занятия могут включать игры, упражнения на развитие моторики и творческие задания, что делает их не только полезными, но и увлекательными для ребенка. Важно, что нейропсихолог работает в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами, что способствует комплексному подходу к решению проблем и улучшению качества жизни ребенка.
Когда нужно обратиться к нейропсихологу
Не все дети нуждаются в помощи нейропсихолога. Все же периодически возникают ситуации, когда консультация данного специалиста просто необходима. В таблице ниже перечислены основные показания по обращению к нейропсихологу.
| Основания для посещения специалиста данного профиля | Характеристика поведенческих нарушений, признаков отклонения в умственном или физическом развитии |
| Наблюдение у врачей | Большинство детей, которые состоят на диспансерном учете у логопеда, детского психолога, невропатолога, нуждаются в дополнительной диагностике нейропсихолога. Специалист этой категории проведет качественную диагностику ребенка, которая позволит обнаружить причины уже имеющихся неврологических заболеваний, либо же психологических травм, вызывающих поведенческие нарушения. |
| Невнимательность | Ребенок, нуждающийся в обследовании нейропсихологом, часто и очень легко отвлекается на различные раздражители окружающей среды. Во время урока такие дети не слушают указания учителя, не реагируют на замечания, либо же реакция на слова педагога является слишком запоздалой. Ребенок с нейропсихологическими нарушениями имеет серьезные сложности в части концентрации внимания, отличается повышенной рассеянностью, несобранностью. |
| Выраженная неловкость или неуклюжесть | Обращение за помощью к нейропсихологу должно состояться в том случае, если на фоне своих сверстников ребенок отличается повышенной неловкостью и неуклюжестью. Необходимость диагностики и коррекционной работы со специалистом этого профиля связана с наличием нарушений крупной и мелкой моторики конечностей. В данном случае ребенок пытается выполнять все движения максимально точно, но дисфункциональные нарушения в работе ЦНС, не позволяют осуществлять сбалансированную работу тела. В этой ситуации также могут присутствовать признаки трудностей самоорганизации. |
| Проблемы с ориентированием в пространстве | Консультация нейропсихолога показана детям, которые испытывают сложности с ориентированием в окружающей среде и полях собственной тетради. Ребенок с подобной симптоматикой с большим трудом запоминает дорогу со школы домой, не может найти собственный класс, столовую. В процессе освоения письма дети не могут сориентироваться где нужно писать буквы, а за пределами каких линий пропись запрещена. Ребенок часто теряется во время прогулки с другими детьми. |
| Плохая обучаемость | За помощью к нейропсихологу следует обратиться родителям, ребенок которых не усваивает школьную программу. При этом у него полностью сохранен интеллект, имеются все необходимые навыки для полноценного умственного развития. В данном случае возможно снижение функциональной активности определенных центров головного мозга, отвечающих за обучаемость чтению, письму, элементарным математическим вычислениям. Своевременное проведение нейрокоррекции позволит улучшить работоспособность ЦНС ребенка, предотвратит его дальнейшее отставание в учебе. |
| Подготовка к скорому походу в школу | Большинство специалистов склоняются к мнению, что дети нуждаются в профилактической консультации нейропсихолога. В этой ситуации проводится диагностика ребенка на предмет возможного наличия поведенческих нарушений, проблем с умственным и физическим развитием. Дети идут в школу психологически подготовленными, стремящимися получить новые знания и навыки. Все то положительно сказывается на их успешности в более взрослом возрасте. |
| Эмоциональная нестабильность | Обязательная помощь нейропсихолога требуется детям всех возрастных групп, которые проявляют признаки эмоциональной нестабильности. Данная симптоматика характеризуется резкой переменой настроения, приступами истерии или выраженной радости. Подобное поведение ребенка может указывать на уже имеющееся неврологическое заболевание, устранение которого возможно с помощью методов нейрокоррекции. Сохранение эмоциональной нестабильности негативно влияет на качество жизни ребенка. Особенно, если это нарушение поведения остается в более взрослом возрасте. |
| Патологии развития ЦНС | Дети, которые во время выполнения элементарных операций, задействуют сразу обе руки, также должны быть обследованы нейропсихологом. Особенно, если с помощью одной верхней конечности ребенок не может самостоятельно есть, писать, перемещать легкие и малогабаритные предметы. Подобная симптоматика свидетельствует о возможных расстройствах одновременного взаимодействия левого и правого полушария мозга. Качественная нейрокоррекция позволяет устранить или существенно снизить выраженность данного нарушения. |
Нейропсихолог детский — это специалист, диагностические методики которого не предусматривают использования аппаратных и лабораторных способов обследования. Своевременно проведенная консультация и нейрокоррекция делают ребенка эмоционально стабильным, интеллектуально и физически развитым, а также конкурентноспособным по отношению к своим сверстникам.
| Аспект | Описание | Занятия для ребенка |
|---|---|---|
| Кто такой детский нейропсихолог? | Специалист, изучающий взаимосвязь между мозгом и поведением ребенка. Он выявляет особенности развития высших психических функций (память, внимание, мышление, речь, восприятие, моторика) и их связь с работой головного мозга. | Диагностические игры и тесты, направленные на оценку различных функций. |
| Что лечит (корректирует) детский нейропсихолог? | Не “лечит” в медицинском смысле, а проводит коррекцию и развитие нарушенных или недостаточно развитых психических функций. Работает с трудностями в обучении (дисграфия, дислексия, дискалькулия), СДВГ, задержками речевого развития, нарушениями внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, а также с последствиями перинатальных поражений ЦНС. | Развивающие игры, упражнения на координацию, мелкую моторику, пространственное мышление, логику, внимание, память, речь. |
| Цель нейропсихологических занятий | Оптимизация работы головного мозга, формирование новых нейронных связей, развитие компенсаторных механизмов, улучшение адаптации ребенка к обучению и социальной среде. | Индивидуально подобранные программы, включающие двигательные упражнения, графические задания, игры на развитие слухового и зрительного восприятия, речевые игры, упражнения на саморегуляцию. |
| Кому показаны занятия? | Детям с трудностями в обучении, поведенческими проблемами, задержками развития, после травм головы, при СДВГ, РАС (в составе комплексной терапии), а также для профилактики и общего развития. | Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми, в зависимости от потребностей ребенка. |
| Принципы работы | Системный подход, учет возрастных особенностей, индивидуальный подход, игровая форма, постепенное усложнение заданий, создание ситуации успеха. | Использование специального оборудования (балансировочные доски, сенсорные дорожки, мячи), дидактических материалов, компьютерных программ. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о детских нейропсихологах:
-
Специализация на развитии мозга: Детские нейропсихологи изучают, как функционирует мозг ребенка и как различные аспекты его развития (например, внимание, память, речь) могут влиять на обучение и поведение. Они используют знания о нейробиологии и психологии для диагностики и коррекции нарушений.
-
Индивидуальные программы: Нейропсихологи разрабатывают индивидуальные программы занятий для детей, которые могут включать игры, упражнения на развитие когнитивных навыков и социальные взаимодействия. Эти занятия направлены на улучшение конкретных функций, таких как внимание, память или моторика, и могут быть адаптированы под потребности каждого ребенка.
-
Работа с родителями: Нейропсихологи не только работают с детьми, но и активно вовлекают родителей в процесс. Они обучают их методам поддержки и развития навыков у ребенка в домашних условиях, что способствует более эффективному прогрессу и улучшению общего состояния ребенка.
С какого возраста можно посещать
Нейропсихологическая коррекция оказывается наиболее эффективной для детей в возрасте от 3,5 до 12 лет. В этот период происходит активное развитие и формирование тканей головного мозга, что создает благоприятные условия для вмешательства.
Правильно организованный процесс работы по устранению неврологических расстройств, психологических травм и других негативных факторов, влияющих на качество жизни ребенка, способствует полноценному функционированию центральной нервной системы. В более позднем возрасте результаты нейропсихологической коррекции могут быть менее выраженными.
Нейропсихолог для детей — это профессионал, который занимается диагностикой и коррекцией нарушений в развитии, связанных с работой мозга. Родители часто отмечают, что такие специалисты помогают выявить причины трудностей в обучении, поведении и эмоциональном состоянии. Нейропсихолог проводит занятия, направленные на развитие когнитивных функций, таких как внимание, память и речь. В процессе работы применяются игровые методики, что делает занятия увлекательными и интересными для детей. Многие родители замечают улучшения в социализации и учебной активности своих детей после нескольких сеансов. Важно отметить, что нейропсихолог не только занимается лечением, но и обучает родителей, как поддерживать развитие ребенка в домашних условиях.
Система и принципы работы
Нейропсихологическая коррекция проводится с применением специальных упражнений, которые развивают тело ребенка, а также отдельные центры головного мозга. Основная задача специалиста заключается в том, чтобы научить детей, требующих его помощи, чувствовать свое тело, двигаться максимально плавно и четко, сохранять высокую концентрацию внимания.
Принцип работы нейропсихолога заключается в том, чтобы в процессе проведения коррекционных занятий удалось достигнуть следующих результатов:
- развить те зоны коры головного мозга, полноценное формирование которых не произошло по причине негативного воздействия определенных факторов;
- укрепить физиологическую связь между структурными элементами двух полушарий головного мозга (достижение этого эффекта позволяет улучшить мыслительную функцию, повысить способности ребенка к обучению и усвоению информации);
- ускорить психические процессы, протекающие в ЦНС, а также активизировать энергетическую подпитку клеток головного мозга.
За счет проведения системной нейрокоррекции ребенок приобретает навыки самостоятельного контроля своих движений, исчезает неуклюжесть и неловкость. Происходит гармоничное развитие всех зон ЦНС, которые необходимы для формирования самодостаточной личности.
Нормализуется работа тех участков головного мозга, которые отвечают за планирование, самоорганизацию, а также выполняют контроль над функциями опорно-двигательного аппарата, психоэмоциональными реакциями.
Диагностические методы
Детский нейропсихолог — это профессионал, способный самостоятельно провести диагностику ребенка, которому требуется нейрокоррекционная поддержка. Существует несколько ключевых методик нейропсихологического обследования, которые используются для детей в возрасте от 3 до 12 лет.
Проба на реципрокную координацию рук
Данный вид тестирования нейропсихологического состояния ребенка применяется для определения уровня взаимодействия между двумя полушариями головного мозга.
Проведение этого метода диагностики выглядит следующим образом:
- Ребенок присаживается за стол.
- Затем пациент кладет верхние конечности на поверхность стола ладонями вниз.
- По команде нейропсихолога ребенок одну руку сжимает в кулак, а вторую расправляет.
- Данные движения верхних конечностей происходят поочередно.
Продолжительность этого тестирования составляет не менее 20 с. Если у ребенка сохранено нормальное взаимодействие полушарий головного мозга, то в данном случае будет наблюдаться синхронная работу сразу двух ладоней верхних конечностей.
Таблица Шульте
Таблица Шульте представляет собой эффективный инструмент для нейропсихологического тестирования, созданный немецким психиатром Вальтером Шульте. Этот метод позволяет оценить интеллектуальные способности детей, а также характеристики их внимания.
Процесс проведения данного тестирования включает в себя следующие этапы:
- На стене размещается прямоугольная таблица, состоящая из 25 квадратов.
- В каждой ячейке размещены цифры от 1 до 25, расположенные в случайном порядке.
- По указанию специалиста ребенок должен последовательно находить все числа, находящиеся в таблице.
На основании результатов тестирования нейропсихолог оценивает скорость выполнения задания, а также подсчитывает количество ошибок. В итоге формируются выводы о функционировании мозговых центров ребенка.
Тест Бурдона
Данный метод диагностики также известен под названием корректурная проба, а его целевым предназначением является определение скорости утомляемости пациента.
Проведение этого нейропсихологического обследования выполняется с соблюдением следующего алгоритма действий:
- Ребенок присаживается за письменный стол.
- Затем нейропсихолог выдает ему бланк с печатным текстом, в содержании которого находятся лишние символы.
- По команде «начали» ребенок должен быстро перечитать данную информацию с одновременным зачеркиванием заранее указанных букв или цифр.
Продолжительность процесса тестирования составляет от 3 до 10 мин. в зависимости от того, какая симптоматика присутствует у конкретного ребенка. По результатам диагностики нейропсихолог определяет скорость чтения пациента, точность, уровень его внимания.
Коррекционные занятия
Нейропсихолог самостоятельно подбирает коррекционные занятия, которые подходят для ребенка с определенными трудностями в умственном или физическом развитии.

Растяжка рук
Данное упражнение является самым простым. Цель его применения заключается в улучшении двигательной функции верхних конечностей, а также стимуляция более активной моторики. Для выполнения этого упражнения ребенок должен находиться в положении стоя.
Вместе с нейропсихологом дети выполняют плавную и неспешную разминку пальцев рук, прорабатывается каждый сустав и ткани в области расположения сухожилий. Длительность этого упражнения составляет от 15 до 20 мин. Частота его выполнения устанавливается специалистом.
Море
Упражнение «Море» направлено на одновременное развитие тех участков головного мозга, которые отвечают за движение опорно-двигательного аппарата, а также за мыслительные процессы.
Процесс выполнения данного типа нейрокоррекции включает следующие этапы:
- Ребенок делится с нейропсихологом различными историями о морских существах, которые ему известны.
- В это время пациент выполняет определенные физические действия.
- Нейропсихолог следит за тем, чтобы во время нейрокоррекции обеспечивалась равномерная нагрузка на мышцы опорно-двигательного аппарата и соответствующие участки головного мозга.
Это упражнение способствует развитию как мышечной, так и вербальной памяти, а также активирует функции центральной и периферической нервной системы. Длительность одного занятия нейрокоррекции «Море» составляет 20-30 минут.
Глазодвигательный репертуар
Нейрокоррекционное упражнение глазодвигательный репертуар предназначено для развития центров головного мозга, отвечающих за концентрацию внимания, а также синхронную работу органа зрения.
Проведение этого занятия требует соблюдения следующего алгоритма действий:
- Ребенок находится в положении стоя среди просторной игровой комнаты.
- Специалист размещает яркие предметы по всей площади помещения. Это могут быть мячи, мягкие игрушки или любые другие объекты.
- По команде нейропсихолога ребенок находит глазами конкретный предмет.
- Все указания специалиста поступают с определенным интервалом времени, чтобы движение глаз пациента было максимально быстрым.
Продолжительность выполнения данного упражнения зависит от возраста ребенка, а также его индивидуальных способностей к концентрации внимания. В этом случае нельзя допускать сильного переутомления глаз.
Механический массаж для рук
Данное занятие по нейрокоррекции осуществляется через контрастный массаж. В этом процессе специалист воздействует на ткани рук ребенка, используя как мягкие, так и жесткие предметы, а также холодные и теплые инструменты. В качестве методов могут применяться поглаживания кожи пером, которые резко сменяются на использование зубной щетки, губки или специального массажного мячика.
На этом этапе нейрокоррекции достигается максимальное раздражение периферических нервов, которые обеспечивают постоянную передачу сенсорных импульсов в центральную нервную систему. Этот метод способствует активному развитию мозговых центров и улучшает кровообращение в головном мозге.
Детский нейропсихолог — это специалист, который исследует психические процессы, происходящие в головном мозге ребенка. Он анализирует поведение детей определенного возраста и выявляет возможные нарушения умственного и физического развития, которые могут быть связаны с дисфункциями в работе центральной нервной системы.
Детский нейропсихолог проводит диагностику ребенка и на основе полученных результатов подбирает специфические нейрокоррекционные упражнения. Главная цель таких занятий — достичь гармоничной работы левого и правого полушарий мозга, а также улучшить концентрацию внимания, обучаемость и восприятие информации из окружающей среды.
Видео о нейропсихологах
Кто такие и зачем нужны нейропсихологи:

Рекомендации для родителей по поддержке ребенка
Поддержка ребенка в процессе работы с нейропсихологом является важным аспектом, который может значительно улучшить результаты терапии. Родители играют ключевую роль в создании комфортной и безопасной среды для своего ребенка, что способствует его эмоциональному и психологическому развитию. Вот несколько рекомендаций, которые помогут родителям эффективно поддерживать своего ребенка в этот период.
1. Создайте доверительную атмосферу. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности и мог открыто делиться своими переживаниями и эмоциями. Регулярно общайтесь с ним, задавайте вопросы о том, как проходит его день, что ему нравится или не нравится в занятиях с нейропсихологом. Это поможет ребенку чувствовать, что его мнение и чувства важны.
2. Участвуйте в процессе. Если это возможно, принимайте участие в занятиях с нейропсихологом. Это может быть как совместное выполнение заданий, так и наблюдение за тем, как проходит работа специалиста. Это позволит вам лучше понять методы и подходы, используемые в терапии, и поможет вам поддерживать ребенка в домашних условиях.
3. Обеспечьте регулярность и стабильность. Постарайтесь создать стабильный график посещений нейропсихолога и придерживайтесь его. Регулярные занятия помогут ребенку привыкнуть к процессу и снизят уровень тревожности. Также важно, чтобы в повседневной жизни были установлены четкие распорядки, что создаст ощущение предсказуемости.
4. Поддерживайте позитивный настрой. Старайтесь акцентировать внимание на успехах ребенка, даже если они кажутся незначительными. Хвалите его за усилия и достижения, это поможет повысить его самооценку и мотивацию. Избегайте критики и сравнения с другими детьми, так как это может негативно сказаться на его эмоциональном состоянии.
5. Обсуждайте результаты. Регулярно общайтесь с нейропсихологом о прогрессе вашего ребенка. Это поможет вам понять, какие методы работают, а какие требуют доработки. Также это даст возможность скорректировать подходы и занятия в зависимости от потребностей ребенка.
6. Создайте домашнюю среду для обучения. Обеспечьте ребенку доступ к материалам и ресурсам, которые могут помочь ему в обучении. Это могут быть книги, развивающие игры, приложения или онлайн-курсы. Поддерживайте интерес к обучению, предлагая разнообразные и увлекательные занятия.
7. Заботьтесь о своем эмоциональном состоянии. Помните, что ваше эмоциональное состояние также влияет на ребенка. Если вы чувствуете стресс или тревогу, постарайтесь найти способы справиться с этими эмоциями. Это может быть общение с друзьями, занятия спортом или хобби. Спокойные и уверенные родители создают более благоприятную атмосферу для ребенка.
Следуя этим рекомендациям, родители могут значительно улучшить процесс терапии и помочь своему ребенку справиться с трудностями, связанными с его развитием. Поддержка и понимание со стороны родителей — это важный фактор, который способствует успешной работе нейропсихолога и положительным изменениям в жизни ребенка.
Вопрос-ответ
Что делает детский нейропсихолог?
Детский нейропсихолог занимается диагностикой и коррекцией нарушений в развитии ребенка, связанных с функциями мозга. Он проводит специальные тесты и занятия, чтобы выявить проблемы в обучении, внимании, памяти и других когнитивных процессах, а затем разрабатывает индивидуальные программы для их улучшения.
Какие проблемы может помочь решить нейропсихолог?
Нейропсихолог может помочь детям с различными проблемами, такими как задержка речевого развития, трудности в обучении, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также с последствиями травм головы или неврологических заболеваний. Его работа направлена на восстановление и развитие когнитивных функций, что способствует улучшению качества жизни ребенка.
Как проходят занятия с детским нейропсихологом?
Занятия с детским нейропсихологом могут включать игровые методы, специальные упражнения для развития памяти, внимания и других навыков. Они часто проводятся в форме интерактивных игр, что делает процесс обучения интересным и увлекательным для ребенка. Нейропсихолог также может давать рекомендации родителям по организации домашней среды для поддержки развития ребенка.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на ранние признаки проблем в развитии ребенка. Если вы замечаете задержки в речи, трудности с вниманием или социальными взаимодействиями, не откладывайте визит к нейропсихологу. Ранняя диагностика и вмешательство могут значительно улучшить прогноз.
СОВЕТ №2
Выбирайте нейропсихолога с опытом работы с детьми. Убедитесь, что специалист имеет соответствующую квалификацию и положительные отзывы от других родителей. Это поможет создать доверительную атмосферу для вашего ребенка.
СОВЕТ №3
Участвуйте в занятиях вместе с ребенком. Многие нейропсихологи предлагают родителям быть активными участниками процесса. Это не только поможет вам лучше понять методики, но и укрепит связь с вашим ребенком.
СОВЕТ №4
Регулярно общайтесь с нейропсихологом о прогрессе вашего ребенка. Обсуждение успехов и трудностей поможет вам адаптировать подходы к обучению и развитию, а также даст возможность вовремя вносить изменения в занятия.





