Клиника - Династия

Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Госпитализм в психологии — состояние, возникающее у детей, длительно находящихся в стационаре или изоляции, проявляющееся в нарушении эмоционального и социального развития. В статье рассмотрим определение госпитализма, его симптомы и причины, что поможет родителям, педагогам и психологам лучше распознать это явление. Понимание госпитализма важно для своевременной диагностики и коррекции поведения детей, способствуя их полноценному развитию и адаптации в обществе.

Что такое госпитализм в психологии и психиатрии? Суть отклонения

Госпитализм в психологии представляет собой совокупность психосоматических расстройств, возникающих в результате продолжительного нахождения взрослого или ребенка в больничных или аналогичных условиях (интернат, детский дом) без близких людей. Это явление отражает психофизическое состояние пациентов, которые на длительное время остаются без заботы и поддержки родных.

Наиболее часто госпитализм наблюдается у детей, лишенных матери или ее замены, что связано с их неустойчивой психикой, находящейся на стадии формирования. Однако случаи госпитализма также встречаются и среди взрослых, которые вынуждены долгое время находиться в учреждениях с режимом (больницы, дома для пожилых).

Госпитализм, возникший в детстве, может проявляться и в зрелом возрасте, даже если человек смог адаптироваться к жизни вне стационара.

В психиатрии госпитализм ассоциируется с общим ухудшением психофизического состояния из-за продолжительного пребывания в медицинских или интернатных учреждениях.

Суть госпитализма как в психологии, так и в психиатрии заключается в разрушительных реакциях, возникающих при разрыве связи человека с домом и близкими (особенно с матерью для детей), что приводит к ряду негативных последствий:

  • ухудшение общего психофизического состояния;
  • расстройства психики;
  • трудности с адаптацией в обществе и в жизни в целом.

Госпитализм в психологии — это состояние, возникающее у детей, которые долгое время находятся в стационарных условиях или изоляции. Врачи отмечают, что это явление может проявляться в виде эмоциональной и социальной депривации, что затрудняет адаптацию к обычной жизни после выписки. Симптомы госпитализма включают тревожность, агрессивное поведение, нарушения сна и проблемы в общении. Причинами этого состояния могут быть продолжительные болезни, частые госпитализации или отсутствие стабильной эмоциональной поддержки со стороны родителей. Врачи подчеркивают важность создания комфортной и поддерживающей среды для детей, чтобы минимизировать негативные последствия госпитализма и способствовать их успешной реинтеграции в общество.

Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Госпитализм у детейГоспитализм у детей

Госпитализм в психологии представляет собой состояние, возникающее у детей, которые длительное время находятся в условиях стационара или изоляции. Эксперты отмечают, что это явление может проявляться в виде эмоциональной и социальной депривации, что негативно сказывается на развитии ребенка. Симптомы госпитализма включают апатию, снижение интереса к окружающему миру, трудности в общении и адаптации к новым условиям. Причинами данного состояния могут быть длительные болезни, частые госпитализации или отсутствие полноценного общения с родителями и сверстниками. Специалисты подчеркивают важность раннего вмешательства и создания поддерживающей среды для детей, чтобы минимизировать последствия госпитализма и способствовать их полноценному развитию.

Причины возникновения у детей и взрослых

Предположений о причинах развития синдрома госпитализма у взрослых и детей, способных на практике доказать природу происхождения данного состояния, на сегодняшний день нет.

Причинами возникновения госпитализма принято считать:

  • длительное пребывание в казенных заведениях как больничного, так и интернатного типа;
  • отсутствие контакта в таких учреждениях с близкими людьми;
  • для детей, особенно раннего возраста, утрата связи с матерью, отсутствие в их жизни материнской любви и заботы.

Долгое время психологи и психиатры связывали развитие негативной симптоматики, наблюдающейся при госпитализме, с нехваткой витаминов, плохим содержанием и уходом у детей, проживающих в специализированных учреждениях. Однако позднее эти данные были подвергнуты сомнению и доктора, занимающиеся психоанализом, в том числе Спитс, сделали революционнее предположение.

Они обследовали детей, условия содержания которых были хорошими. Они получали достаточный уход, разнообразное питание, однако имели задержки в развитии и различные отклонения. В связи с этим психологи единодушно сошлись во мнении, что пусковым механизмом в развитии госпитализма является невозможность получения родительского тепла при нахождении в таких учреждениях.

Такая разлука откладывает отпечаток на всю дальнейшую судьбу человека. Этот неразрешенный в детстве конфликт может являться и причиной проявления госпитализма у зрелых и пожилых людей при определенных неблагоприятных условиях (длительная болезнь, одинокая старость, проживание в домах престарелых).

Также как отмечалось ранее, госпитализм является проблемой не только сиротства и одиночества, но и эмоционального игнорирования родителями своих детей. Дети очень тонко улавливают отношение к себе и безразличное поведение родителей, поэтому зачастую госпитализм развивается у детей, живущих в авторитарных, жестких семьях, либо же семьях, где на персону ребенка не обращается никакого внимания.

Аспект Описание Примеры проявлений у детей
Определение Совокупность психических и физических нарушений, возникающих у детей в условиях длительной депривации материнской заботы, эмоционального контакта и стимулирующей среды, характерной для учреждений закрытого типа (больницы, детские дома). Отсутствие привязанности, задержка развития, апатия, стереотипные движения.
Симптомы Физические: задержка роста и веса, частые болезни, низкий иммунитет, нарушения сна и аппетита. Психические: апатия, безразличие, отсутствие эмоционального отклика, задержка речевого и моторного развития, стереотипные движения (раскачивание, сосание пальцев), трудности в формировании привязанности, агрессия или аутоагрессия. Ребенок не улыбается, не реагирует на обращение, постоянно сосет палец, раскачивается, плохо ест, часто болеет, не пытается общаться.
Причины Депривация: отсутствие постоянного взрослого, который удовлетворяет эмоциональные и физические потребности ребенка. Недостаток стимуляции: однообразная среда, отсутствие игрушек, общения, развивающих занятий. Частая смена опекунов: невозможность сформировать стабильную привязанность. Стресс: пребывание в незнакомой, часто пугающей обстановке. Длительное пребывание в больнице без посещений родителей, жизнь в детском доме с большим количеством детей и малым количеством персонала, частая смена нянь или воспитателей.

Интересные факты

Госпитализм — это состояние, возникающее у детей, которые длительное время находятся в условиях стационара или изоляции, что может негативно сказаться на их психическом и физическом развитии. Вот несколько интересных фактов об этом явлении:

  1. Психосоциальные последствия: Дети, страдающие от госпитализма, могут испытывать серьезные проблемы с привязанностью и социальными взаимодействиями. Изоляция от семьи и привычной среды может привести к трудностям в установлении доверительных отношений с другими людьми, что в дальнейшем может сказаться на их эмоциональном развитии.

  2. Симптомы и проявления: Госпитализм может проявляться в виде апатии, сниженной активности, нарушений сна, а также в виде регрессии в развитии (например, потеря навыков, которые ребенок уже освоил). Дети могут также демонстрировать агрессивное поведение или, наоборот, чрезмерную зависимость от взрослых.

  3. Причины и профилактика: Основными причинами госпитализма являются длительное пребывание в больнице, отсутствие стабильной эмоциональной поддержки и недостаток взаимодействия с окружающими. Профилактика включает в себя создание условий для поддержания связи с семьей, использование игровых терапий и активное вовлечение родителей в процесс лечения, что помогает минимизировать негативные последствия изоляции.

Какие действия взрослых провоцируют развитие расстройства у детей? Факторы риска, патогенез

Госпитализм в психологии представляет собой комплекс отдаленных последствий, возникающих в результате стресса, вызванного разрывом с привычной обстановкой и длительным пребыванием в учреждениях системного типа. Степень проявления такого стресса напрямую зависит от поведения взрослых, находящихся рядом с детьми.

Факторы риска развития госпитализма у детей:

Долгое пребывание в стационаре из-за серьезной болезни В таких случаях особенно остро проявляются негативные реакции у детей, чьи родители отказались от них, или тех, кого не посещает мать или другие родственники.
Недостаток общения с семьей и близкими Это не всегда связано с асоциальным поведением или неблагополучием. Иногда родители могут быть сильно заняты работой и редко видеться с ребенком, оставляя его на попечение родственников или в учреждениях с круглосуточным уходом.
Неблагополучие в семье Неполные семьи, находящиеся под наблюдением органов опеки из-за возможного асоциального поведения, такого как алкоголизм или разгульный образ жизни, могут стать причиной госпитализма. В таких случаях дети могут испытывать стресс еще до попадания в государственные учреждения, так как они уже покидают семью, где их потребности игнорировались. Дальнейшее пребывание в интернатах или больницах лишь усугубляет ситуацию, даже если условия (наличие еды, одежды, тепло) зачастую лучше, чем в родной семье. Фактически, государственные учреждения закрывают базовые потребности таких детей, обеспечивая их выживание, однако морально и эмоционально они остаются обделенными.

Патогенез госпитализма связан с психической депривацией, то есть с отсутствием внимания к ребенку.

Госпитализм — это состояние, возникающее у детей, которые долго находятся в стационаре или изоляции. Это явление проявляется в виде эмоциональной и физической зависимости от медицинского персонала, а также снижением активности и социальной адаптации. Симптомы госпитализма могут включать апатию, тревожность, нарушения сна и поведенческие расстройства. Причинами этого состояния становятся не только длительное пребывание в больнице, но и нехватка общения, внимания и заботы со стороны взрослых. Важно отметить, что госпитализм может негативно повлиять на развитие ребенка, приводя к трудностям в обучении и взаимодействии с окружающими. Психологи и педагоги подчеркивают необходимость создания комфортной и поддерживающей среды для детей, чтобы минимизировать последствия госпитализма и способствовать их полноценному развитию.

Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Признаки и симптомы

Госпитализм у детей и взрослых проявляется неодинаково. В психологии разграничивают признаки, которые характерны для новорожденных, детей постарше и взрослых. Это связано с особенностями психофизических реакций, которые отличаются в зависимости от возраста человека.

Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Госпитализм у новорожденных

Новорожденные дети представляют собой наиболее уязвимую группу пациентов в стационарных учреждениях, и симптомы госпитализма у них проявляются особенно ярко, что может иметь крайне негативные последствия для их будущей жизни и развития.

У младенцев, которые лишены материнской заботы с самого рождения, могут наблюдаться следующие признаки:

  • повышенная сонливость;
  • вялость и апатия;
  • развитие рахита;
  • слабое проявление рефлексов и врожденных инстинктов;
  • частые простуды и общее снижение иммунитета;
  • отсутствие аппетита и недостаточный набор веса;
  • мышечная слабость (гипотонус);
  • отсутствие гуления, вокализации и смеха;
  • отсутствие моторных и зрительных реакций (ребенок не следит за предметами, не реагирует на голос, не пытается установить зрительный контакт, не оживляется при появлении взрослого);
  • отставание в физическом развитии (позднее формирование навыков удержания головы, переворачивания с боку на бок).

Как правило, госпитализм у новорожденных развивается очень быстро, так как они только что появились на свет и оказались никому не нужны. В этот критический период особенно важны теплые объятия матери. Этот процесс может быть обратимым, если вернуть ребенка к матери. В таком случае все проявления госпитализма исчезают в течение 2-3 недель.

Госпитализм у детей постарше

У детей старшего возраста, имеющих проявления госпитализма, отмечается запоздалое освоение физических навыков. Держать вертикально голову они начинают к 4-5 месяцам, сидеть к 8-9, ползать после 10, навык ходьбы осваивают после 1 года.

При этом движения, отличаются неуверенностью и неустойчивостью. Подросшие малыши любят совершать повторяющиеся монотонные движения – мотать головой, раскачиваться, стучать предметами.

Страдает также и развитие речи у таких детей. Обычно она появляется поздно, долго остается нечленораздельной и примитивной. Нарушаются и коммуникативные навыки – интерес к общению слабый, на обращенную речь ребенок может ответить плачем, иногда агрессией. На фоне длительного пребывания в интернатом учреждении могут развиваться неврологические проблемы — аутизм, неврозы, поведенческие отклонения.

Степень развития госпитализма зависит от многих факторов – общего состояния здоровья ребенка, особенностей его нервной системы, благополучности (насколько это возможно) обстановки в государственном учреждении.

Иногда дети очень тяжело переносят одиночество и отверженность, что может выражаться в:

  • развитий глубокой умственной отсталости;
  • серьезных психических отклонениях;
  • каломазании, ночном недержании мочи;
  • странных телодвижениях (удары о стену головой, причинение боли самому себе);
  • критическом ослаблении иммунитета и смерти.

Госпитализм у взрослых людей

Взрослые также могут стать жертвами системного институционального воздействия. Наиболее часто госпитализм проявляется у пожилых людей, проживающих в домах для престарелых, а также у более молодых пациентов, которые долгое время находятся в стационаре из-за хронических заболеваний.

У взрослых наблюдаются следующие изменения:

  • утрата профессиональных навыков;
  • социальная дезориентированность;
  • снижение интереса к трудовой деятельности;
  • уменьшение числа социальных контактов и сужение круга общения;
  • обострение хронических заболеваний;
  • снижение аппетита;
  • малоподвижный образ жизни;
  • флегматичность и замедленность;
  • ухудшение памяти;
  • деградация.

При длительном течении болезни у некоторых взрослых (особенно пожилых) может развиваться синдром заболевшего человека, который возникает после продолжительного лечения в стационаре на протяжении 9-14 месяцев.

За этот период пациент может утратить ощущение себя полноценным членом общества, привыкнуть к своей болезни и постоянному уходу. В результате многие начинают сознательно стремиться вернуться на больничную койку, теряя способность адаптироваться к жизни вне стационара.

Исследования Спитса

Специалистом, впервые описавшим проблему госпитализма, был психоаналитик Спитс. Он исследовал состояние детей, оставшихся без материнской ласки и заботы и помещенных в условия стационара. При этом исследуемые маленькие пациенты получали необходимый базовый уровень заботы – они были накормлены, получали необходимый гигиенический и медицинский уход.

В результате исследования Спитсом были сделаны следующие выводы:

  • примерно спустя 3 месяца ухудшалось физическое состояние детей – их иммунитет становился слабее, увеличивалось число летальных исходов (у детей имеющих отклонения);
  • немного позднее начали проявляться некоторые изменения в психике – появлялась апатия, приторможенность, пассивность;
  • начиная со 2-ого года жизни в подобных условиях, глубокая психофизическая отсталость стала проявляться с разных сторон – изменялась не в лучшую сторону речь, утрачивались навыки ходьбы, некоторые дети не могли стоять и сидеть.

В результате доктор Спитс пришел к выводу, что для нормального развития ребенка колоссальное значение имеет получал ли он материнскую ласку, заботу, любовь, общался ли со своей матерью.

Психоаналитик выделял два типа синдрома:

  • госпитализм, связанный с полным отсутствием матери в жизни ребенка (с рождения или раннего младенческого возраста);
  • госпитализм, обусловленный развившейся анаклитической депрессией, которая возникает в случае, если ребенок был вынужденно изолирован от матери, от которой получал заботу и тепло (например, в результате ее гибели).

Современные исследователи, исследующие проблему госпитализма, сходятся во мнении, что любая депривация (сокращение общения, отсутствие матери в жизни ребенка) приводит к развитию госпитализма, в том числе когда ребенок физически находится рядом с матерью, но не получает никакого внимания к своей персоне и по сути не интересен ей.

Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Теория депривации

Госпитализм, который в психологии тесно связан с депривацией, оказывает негативное влияние на жизнь как детей, так и взрослых, приводя к разрушению психики и регрессу личности. Парадокс этого явления заключается в том, что даже при хорошем уходе, находясь в стационарных условиях, человек получает серьезную психологическую травму из-за развивающейся депривации.

Специалисты в области психологии и психиатрии определяют депривацию как состояние, при котором у человека возникает неудовлетворенная потребность в эмоциональной близости. Это приводит к образованию пробелов в эмоциональной, сенсорной и интеллектуальной сферах. Особенно остро эта проблема проявляется среди детей, лишенных материнской заботы и тепла.

Дети, которые не имеют возможности эмоционально взаимодействовать с матерью, сталкиваются с трудностями в развитии, и со временем депривация может перерасти в более серьезные отклонения у взрослого человека.

Депривированная личность не ощущает себя в полной безопасности, не может проявлять социальную активность и получать новые впечатления, что формирует у нее искаженное восприятие окружающей реальности и себя.

Иными словами, отсутствие удовлетворенной потребности в любви и заботе (депривация) создает благоприятные условия для деградации личности во всех аспектах – психоэмоциональном, умственном и физическом.

Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Как действовать при диагностированном синдроме?

Госпитализм в психологии – это явление, которое поддается корректировке, при условии своевременно оказанной помощи, когда процессы регресса и стагнации личности не стали чрезмерно глубокими. Идеальным вариантом для устранения негативной симптоматики является возвращение ребенка в родное окружение к матери.

Такая терапия при условии адекватного благоприятного климата в семье лучше всего способна излечить детские травмы, полученные в результате вынужденного сепарирования.

Однако такой позитивный вариант развития событий зачастую невозможен в реалиях современного социального сиротства, когда лишь малый процент детей оказывается в детских домах по причине гибели родителей, а большинство попадает туда в результате асоциального образа жизни ближайшего окружения.

Именно поэтому в домах ребенка с детьми работают специалисты-психологи, психотерапевты и педагоги, которые стараются при помощи занятий корректировать данные состояния. Аналогичную помощь могут получать и взрослые люди, страдающие госпитализмом в условиях стационаров.

В основе лечения у детей лежит системная психолого-педагогическая коррекция, социальная адаптация, у взрослых – психологическая помощь, позволяющая вернуть утраченные социальные навыки.

Игры-упражнения для детей

При разработке занятий для детей с признаками госпитализма специалисты включают в программу развивающие и тренирующие игры, направленные на:

  • внимание;
  • мышление;
  • память.

Это могут быть сюжетно-ролевые игры, в которых участники работают в парах, взаимодействуют друг с другом и соревнуются. Через такие игры дети активно социализируются, учатся применять свои навыки, знания и умения.

Для детей, проживающих в детских домах, игры помогают лучше понять устройство предметного и социального мира. Ключевым аспектом является правильная организация таких занятий. Для достижения наилучших результатов с детьми работают как индивидуально, так и в небольших группах.

Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Лечение нервных и депрессионных состояний

Нередко итогом длительного пребывания в институциональных заведениях становится развитие, как у детей, так и у взрослых пограничных состояний – различных неврозов, депрессий. На фоне пережитого горя (болезни, сепарации с близкими родственниками) все эти состояния лишь усиливаются, у человека нарастает тревога, страхи и напряженность.

Для коррекции подобных состояний с детьми или пожилыми людьми проводят работу психотерапевты, задача которых состоит в формировании положительного эмоционального состояния. В случае тяжелых форм депрессии могут назначаться специальные препараты, позволяющие пациентам выйти из этого состояния.

Педагогическая поддержка

Педагоги, работающие с детьми, страдающими от госпитализма, активно развивают у них навыки социальной коммуникации. Они оказывают необходимую поддержку, помогая детям интегрироваться в коллективы сверстников и организуя реабилитационные мероприятия. Также они способствуют поддержанию связи между ребенком и матерью.

Кроме занятий в учреждениях, дети могут быть переданы на воспитание в семьи, где женщина-педагог исполняет роль матери для группы из 5-8 детей. Такие формы воспитания, предназначенные для детей, оставшихся без родительского попечения, становятся все более распространенными и предпочтительными по сравнению с традиционными детскими домами.

В домах семейного типа, как правило, работают семейные пары, которые заменяют детям как мать, так и отца. Положительные результаты в развитии и воспитании детей в таких семьях подтверждают эффективность этих форм устройства, а также помогают снизить психологическую нагрузку на детей по сравнению с пребыванием в детских учреждениях и интернатах.

Дети, находящиеся в таких семьях, наблюдают за распределением ролей между родителями и общим укладом семейной жизни, что способствует их лучшей адаптации в будущем и минимизации негативных последствий госпитализма.

Препараты для коррекции эмоциональной нестабильности

Психотропные средства могут назначаться специалистами, когда госпитализм проявляется в тяжелой форме. Лечение подбирается индивидуально с учетом анамнеза и возраста пациентов.

Задача такой медикаментозной поддержки:

  • остановить регресс в развитии;
  • корректировка эмоциональной неустойчивости;
  • стимуляция когнитивных функций.

Медикаменты могут применяться для лечения, как взрослых, так и детей. Это могут быть легкие средства (Тенотен, Ноофен) и более серьезные препараты, назначаемые при расстройствах аутического спектра, тяжелых депрессиях (Кортизон).

Средства для стимуляции развития познавательных функций

Одной из ключевых проблем госпитализма у детей является ухудшение когнитивных функций, что приводит к снижению интереса к обучению и познанию нового. Психологи и педагоги ставят перед собой задачу восстановить этот важный механизм.

Специалистам иногда необходимо заново обучать детей навыкам общения и активизировать их эмоциональную сферу. Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в небольших группах, если наблюдается положительная динамика.

Для повышения мотивации пациентов с госпитализмом к познавательной активности используются:

  • занятия, направленные на развитие мелкой моторики (например, пальчиковые игры для детей младшего возраста);
  • музыкотерапия;
  • арт-терапия;
  • телесно-ориентированная психотерапия (включающая массаж и контактные упражнения, способствующие расслаблению мышечных зажимов, возникающих при неврозах и депрессии);
  • тренинги, помогающие восстановить навыки общения;
  • семейные консультации для пациента и его близких.

Лечение соматических заболеваний как дополнение терапии госпитализма

Соматические заболевания в противовес психическим расстройствам связаны с телесными недугами.

Это могут быть самые разные заболевания внутренних органов (сердечно-сосудистые болезни, патологии органов дыхания, онкологические заболевания, наследственные генетические отклонения), а также приобретенные травмы. При наличии подобных диагнозов в анамнезе устранить проявления госпитализма без излечения основного заболевания достаточно сложно.

Поэтому врачи при работе с такими пациентами применяют комплексный подход и человеку (ребенку или взрослому человеку) оказывается всесторонняя помощь. Положительная динамика при лечении соматических заболеваний улучшает психологическое состояние пациента и увеличивает его шансы оправиться от последствий пребывания в госпитальных учреждениях.

Прогноз

Для детей, у которых госпитализм был обнаружен на ранних стадиях и которые получают необходимую помощь, прогноз может быть положительным. Если малыш не имеет серьезных соматических заболеваний и получает поддержку от специалистов, таких как психологи и врачи, то проявления госпитализма можно значительно снизить.

Успех лечения значительно возрастает, если ребенок воссоединяется с матерью или находит заботливую замещающую семью. В случаях, когда диагноз ставится поздно и лечение не проводится, могут возникнуть необратимые тяжелые последствия, такие как аутизм, инвалидность или даже летальный исход.

Взрослые, особенно пожилые люди, которые вынуждены находиться в стационаре без поддержки близких, также сталкиваются с трудностями в восстановлении и адаптации. Если у них есть история серьезных соматических заболеваний, прогноз может быть неблагоприятным.

Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Госпитализм или чем опасен слишком длительный срок реабилитации?Госпитализм или чем опасен слишком длительный срок реабилитации?

Возможные осложнения

Перенесенный длительный опыт пребывания в институциональных заведениях сказывается как на здоровье детей, так на состоянии взрослых людей.

У пациентов может наблюдаться следующая симптоматика:

  • задержка роста у детей;
  • недобор веса, дистрофия;
  • снижение иммунитета;
  • младенческий маразм;
  • необратимые изменения в нервной системе, головном мозге, ведущие к инвалидности;
  • частые простудные заболевания;
  • расстройство пищеварения;
  • инфекции мочевыделительной системы (связаны с игнорированием гигиенических процедур);
  • трудности с выстраиванием социальных связей, взаимодействием в обществе.

Развитие этих осложнений зависит от того насколько успешно прошла реабилитация и была ли оказана на должном уровне своевременная медицинская и психологическая помощь пациенту с госпитализмом.

В условиях пребывания в режимных учреждениях помочь справиться пациентам с госпитализмом бывает непросто. В этих ситуациях помочь уйти от госпитального синдрома может возвращение в нормальную родственную среду, что не всегда возможно.

Для преодоления кризиса важна общая плодотворная работа пациентов с психологами, врачами и иными специалистами, помогающими реабилитироваться в социуме и приблизиться к нормальной жизни.

Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Видео о госпитализме

Госпитализм — лишенные любви:

Госпитализм: лишённые любви. Заметки психолога Сергея СаратовскогоГоспитализм: лишённые любви. Заметки психолога Сергея Саратовского

Профилактика госпитализма у детей

Профилактика госпитализма у детей является важной задачей как для медицинских работников, так и для родителей. Основная цель профилактических мероприятий заключается в минимизации негативного воздействия длительного пребывания ребенка в стационаре, что может привести к развитию различных психоэмоциональных расстройств.

Одним из ключевых аспектов профилактики является создание комфортной и привычной обстановки для ребенка в условиях больницы. Это может включать в себя:

  • Поддержание привычного распорядка дня: Важно, чтобы режим дня ребенка, включая время для сна, питания и игр, был максимально приближен к домашнему. Это помогает сохранить чувство стабильности и безопасности.
  • Визиты родителей: Регулярные посещения родителей или близких людей могут значительно снизить уровень стресса у ребенка. Эмоциональная поддержка со стороны семьи играет ключевую роль в его психологическом состоянии.
  • Организация досуга: Важно обеспечить ребенку доступ к играм и занятиям, которые ему нравятся. Это может быть чтение книг, рисование или просмотр мультфильмов. Досуг помогает отвлечься от болезненных процедур и создает положительные эмоции.
  • Коммуникация с медицинским персоналом: Врачи и медсестры должны объяснять ребенку, что происходит, и что его ждет. Понимание процесса лечения может уменьшить страх и тревогу.
  • Психологическая поддержка: В некоторых случаях может потребоваться помощь детского психолога, который поможет ребенку справиться с эмоциональными трудностями, связанными с госпитализацией.

Кроме того, важно проводить обучение родителей о том, как поддерживать эмоциональное состояние ребенка во время госпитализации. Родители должны быть готовы к тому, что их ребенок может испытывать страх, тревогу или даже агрессию. Поддержка и понимание со стороны родителей могут помочь ребенку легче пережить этот период.

Также стоит отметить, что профилактика госпитализма включает в себя и работу с самим медицинским учреждением. Больницы должны стремиться к созданию детских отделений, которые учитывают психологические потребности маленьких пациентов. Это может включать в себя:

  • Дизайн помещений: Яркие и дружелюбные интерьеры, наличие игровых зон и возможность для детей взаимодействовать друг с другом.
  • Обучение персонала: Врачи и медсестры должны быть обучены работать с детьми, понимать их эмоциональные потребности и уметь создавать доверительную атмосферу.

Таким образом, профилактика госпитализма у детей требует комплексного подхода, включающего как действия со стороны медицинского персонала, так и активное участие родителей. Это позволит минимизировать негативные последствия госпитализации и способствовать более быстрому восстановлению ребенка.

Вопрос-ответ

Что такое госпитализм у детей?

Госпитализм как синдром патологии детского психического и личностного развития представляет собой результат отделения младенца от матери и его ранней институционализации, психическую и физическую отсталость, возникающую вследствие дефицита общения и воспитания.

Что такое госпитализм?

Определение заболевания: госпитализм у детей – это замедленное или искаженное психическое, личностное и физическое развитие, возникшее в связи с нахождением в неблагоприятных интернатных условиях, а также дефицитом общения и воспитания.

Что такое синдром госпитализации?

Постгоспитальный синдром (ПГС) описывается как транзиторный период общей восприимчивости к заболеваниям после выписки из больницы и риск развития неблагоприятных событий, включая повторную госпитализацию и смерть. Международные усилия сосредоточены на переходе пациентов из больницы домой и лечении хронических заболеваний.

Что такое синдром больницы?

Синдром больного здания (от англ. Sick Building Syndrome (SBS)) — это состояние, при котором люди в здании страдают от симптомов болезни или заражаются хроническими заболеваниями от здания, в котором они работают или проживают. Вспышки могут быть прямым результатом ненадлежащих методов очистки.

Советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на ранние признаки госпитализма у детей. Симптомы могут включать в себя изменения в поведении, такие как замкнутость, агрессивность или апатию. Чем раньше вы заметите эти изменения, тем быстрее сможете обратиться за помощью к специалистам.

СОВЕТ №2

Создайте поддерживающую и безопасную атмосферу для ребенка. Общение и доверие между родителями и детьми играют ключевую роль в преодолении трудностей. Регулярно обсуждайте с ребенком его чувства и переживания, чтобы он чувствовал себя услышанным и понятым.

СОВЕТ №3

Не стесняйтесь обращаться за профессиональной помощью. Если вы заметили у ребенка симптомы госпитализма, важно проконсультироваться с детским психологом или психиатром. Специалисты помогут разработать индивидуальный план лечения и поддержки.

СОВЕТ №4

Обратите внимание на социальные взаимодействия ребенка. Поощряйте его общение с ровесниками и участие в групповых активностях. Это поможет развить навыки социализации и снизить уровень тревожности, связанной с госпитализмом.

Ссылка на основную публикацию
Похожее